Мой край

    Вводный курс «мой край» даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающей средой.

    Педагоги

    Спиридонов Егор Вячеславович

    Учебный план

    Что такое экология? И для чего нам рациональное природопользование? 

    Знакомство с коллективом. Составление плана работы на год.

    Географическая карта и ориентирование на местности

    Определение азимутов.

    Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности человеком.

    Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии.
    Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.
    Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности.
    Охраняемые территории и объекты своей местности.
    Изучение литературы о родном крае – книг, журналов, газет.
    Посещение школьного музея с. Верхний Жирим
    Изучение картосхемы своего края. Оформление материалов наблюдений.
    Живая и неживая природа.
    Естественная и искусственная среда обитания. Среда жизни, среда обитания.
    Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
    Сезонные аспекты в жизни всех живых сущетв.
    Экскурсия «Степь и мы».
    Закон оптимума (Либиха).
    Практическая работа «Существует ли закон оптимума (Либиха)?»
    Жизненные формы растений. Космическая роль зеленых растений.
    Фотосинтез.
    Практическая работа. Опыт «Фотосинтез».
    Поисковая работа для районной НПК «Шаг в будущее»
    Способы выживания растений. Лишайники.
    Приспособленность организмов к совместной жизни.
    Смена сообществ.
    Практическая работа. Получение краски из лишайников.
    Поисковая работа для районной НПК «Шаг в будущее»
    Экскурсия. Цепи питания в живой природе.
    Продуценты, консументы, редуценты.
    Экологическая пирамида.
    Итоговое занятие по разделу "Основные законы и принципы экологии"
    Подготовка к районной НПК «Шаг в будущее»
    Энтомология – наука о насекомых.
    Общее знакомство с жуками и бабочками. Жизненные формы насекомых: бегающие, прыгающие, летающие.
    Способы выживания животных на нашей местности.
    Изучение приспособлений методом наблюдений.
    Наши пернатые друзья. Проектный урок «Наша соседка – кукушка».
    Черная книга Бурятии. Красная книга Бурятии.
    Охраняемые животные Тарбагатайского района.
    Родовое наследие у кочевников.
    Итоговое занятие по разделу "Основные законы и принципы экологии на животных"
    Вода и водоем в жизни человека.
    Практическая работа. Ведение наблюдений и исследования.
    Виды водопользования на исследуемой территории. Система орошения полей у старообрядцев.
    Практическая работа Химический состав некоторых минеральных вод.
    Исследование обитателей водоема.Практическая работа. Рассмотрение водорослей под микроскопом.
    Свойства и качества воды.
    Практическая работа Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет).
    Итоговое занятие по разделу "Человек, вода, водоем".
    Здоровье и окружающая среда человека.
    Практическая работа. Соматометрические измерения человека.
    Учитесь быть здоровым!
    Практическая работа. Сервировка и оформление обеденного стола. Подвижные игры на свежем воздухе
    Экскурсия «Лес это мы»
    Медицина против болезней.
    Практическая работа. Оказание первой медпомощи. Правила хранения лекарств и обращение с ними.
    Закаливание организма и его роль в укреплении здоровья
    Режим дня
    Влияние загрязнения территории на здоровье местных жителей.
    Путешествие к комнатным растениям.
    Исследование территории с.Верхний Жирим на загрязнение твердыми бытовыми отходами
    Составление карты расположения свалок мусора
    Загрязняют ли воду свалки мусора?
    Экскурсия "Очистим берега речки Жиримка"
    Игра «Звездный час»
    Итоговое занятие по разделу "Окружающая среда и здоровье человека"
    Викторина «Прощание с экологией»
    Итоговая конференция.

    Цели программы

    Формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.

    Результат программы

    К концу года дети первого года обучения могут уметь: 

    - умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде

    - овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

    - осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

    - сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

    Особые условия проведения

    нет

    Материально-техническая база

    Компьютер, лупа, микроскоп, реактивы, мерная лента