Школьное лесничество «Щит и меч»

    Программа объединения «Школьное лесничество «Щит и Меч»» предназначена для учащихся 6 классов и раскрывает для детей основополагающие темы взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой, способы охраны и восстановления лесных ресурсов на территории Бурятии и Баргузинского района.Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей – исследовательскую, игровую, природотворческую, практическую, познавательную. Программа включает в себя экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, трудовые десанты, беседы с мастерами леса и специалистами АУ РБ «Баргузинский лесхоз», работу на территории лесохозяйственного предприятия, выделенной приказом его руководителя и за­крепленной за школьным лесничеством.

    Школьное лесничество организуется из числа учащихся общеобразовательной школы по совместному решению дирекции школы и администрации лесохозяйственного предприятия. Учащиеся принимаются в школьное лесничество на добровольной основе по личному заявлению (возможно от класса).

    Школьное лесничество работает в течение круглого года в
    соответствии с учебно-производственным планом, обсужденном на
    общем собрании школьного лесничества и утвержденным директо­ром школы и руководителем лесохозяйственного предприятия.

    Члены школьного лесничества имеют право носить знаки отличия, установленные общим собранием и утвержденные директором школы

    Формы и виды деятельности школьного лесничества разнообразны: ведение лесного хозяйства членами школьного лесничества на закрепленной территории лесного фонда, оказание помощи базовому лесничеству в организации и проведении мероприятий по охране и защите лесов от пожаров, вредителей леса, посадки и посеве леса, выращивание посадочного материала; озеленение населенных пунктов; сбор лекарственного сырья, грибов и ягод, семян древесных и кустарниковых пород по заданию лесохозяйственных организаций; восстановление ценных, редких и исчезающих растений; выявление и охрана памятников природы, охрана лесной фауны, заготовка кормов для зимней подкормки животных и птиц; экологическая и лесохозяйственная пропаганда, сбор материалов о лучших представителях лесной отрасли, создание экспозиций для музеев и уголков природы, экологических троп; изучение теоретических основ и последних достижений в сельскохозяйственных науках и дисциплинах природоохранного цикла, проведение тематических экскурсий, походов по родному краю, проведение фенологических наблюдений, опытнической и исследовательской работы. Участие в конкурсах, слетах, смотрах по тематике деятельности школьных лесничеств, других мероприятиях сельскохозяйственной и природоохранной деятельности.

     

     

    Всё это обеспечивает единство чувственного и рационального познания природного окружения человека, прививает детям первичные знания и навыки в области экологического образования и воспитания, расширяя, углубляя и дополняя, таким образом, знания детей полученные по школьной основной программе. В этом и заключается актуальность программы.

    Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – от 11 до 12 лет (учащиеся 6 классов).

    Количество групп: Сформировано 2 группы по 15 человек.

    Сроки реализации программы:

    Данная учебная программа рассчитана на 3 года.

    Количество часов в неделю– по 4,5 часа на каждую группу, итого 9 часов.

    Количество недель: 32

    В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

    · учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

    · смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

    Форма обучения – очная.

    Формы проведения занятий: игра, дискуссия, экскурсия, беседа с элементами игры, игра-путешествие, лекция.

    Педагоги

    Чебунина Наталья Валерьевна

    Учебный план

    Наименование темы
    Количество часов на одну группу
    Теор-е занятия
    Практич-е занятия
    Всего

    Часов
    1 год обучения
    1
    Введение
    1

    1
    2
    Лес и его структура
    18
    15
    33
    3
    Лес как часть биосферы
    11
    12
    23
    4
    Заповедные леса
    1
    7
    8
    5
    Экология леса
    3
    6
    9
    6
    Лесопользование
    15
    25
    40
    7
    Трудовые десанты (очистка леса от захламления, работа на территории питомника, посадка деревьев за населенным пунктом, анализ приживаемости саженцев и т.д)

    30
    30


    итого
    144
    2 год обучения
    1
    Введение

    2
    2
    2
    Лес и его структура
    7
    13
    20
    3
    Учение о типах леса
    4
    5
    9
    4
    Лес и климат
    5
    6
    11
    5
    Почвоведение
    5
    3
    8
    6
    Лесоводство
    14
    13
    27
    7
    Лесопользование
    15
    22
    37
    8
    Трудовые десанты (очистка леса от захламления, работа на территории питомника, посадка деревьев за населенным пунктом, анализ приживаемости саженцев и т.д)

    30
    30


    итого
    144

    3 год обучения
    1
    Введение

    1
    1
    2
    Человек и лес
    2
    2
    4
    3
    Деревья – основа леса
    3
    5
    8
    4
    Растительный и животный мир
    5
    8
    13
    5
    Экологические и социальные услуги леса
    4
    8
    12
    6
    Лесовосстановление
    5
    12
    17
    7
    Экология
    5
    5
    10
    8
    Защитная санитарная безопасность в лесу
    13
    6
    19
    9
    Охрана лесов
    8
    22
    30
    10
    Трудовые десанты (очистка леса от захламления, работа на территории питомника, посадка деревьев за населенным пунктом, анализ приживаемости саженцев и т.д)

    30
    30


    итого
    144

    Цели программы

    Формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности; развитие основополагающих ценностных ориентиров для дальнейшего формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

    Результат программы

    Планируемые результаты

    Ожидаемые результаты и способы проверки их результативности:

    период обучения позволит:

    · Формировать первичные представления и знания о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности;

    · Осознавать нравственные запреты нанесения ущерба природе и здоровью людей;

    · Овладеть начальным опытом защиты природной среды родного края.

    · Овладеть учащимися профессиональной ориентацией.

    По окончании первого года обучения воспитанники должны знать основные понятия:

    · Правила поведения в природе

    · Роль природы в жизни человека

    Уметь:

    Наблюдать природу
    Проводить наблюдения в природе
    Оценивать экологические ситуации в природе и ближайшем окружении
    Воплощать полученные компетенции в различных видах деятельности.

     

    Особые условия проведения

    Деятельность ШЛ предполагает работу как в помещении, так и на учебно-опытном участке. Учебно-опытный участок – необходимая лаборатория под открытым небом для практического ознакомления учащихся с растениями, их сортовым разнообразием, приемами выращивания. Подготовка учащихся для работы на Учебно-опытном участке начинается с выработки умения и навыка наблюдать природу, анализировать полученные данные и проверять гипотезы на несложных учебных опытах. Накопленный опыт использовать в практической работе на занятиях, в условиях природы, при выращивании и использовании различных растений.

    Материально-техническая база

    Организация деятельности школьного лесничества осуществляется с использованием материально-технических средств школы – автобус и с привлечением технических средств лесничества.