Юный эколог

    Формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования; изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, ее обработки и систематизации; воспитание экологической культуры.

    Педагоги

    Фрышкина Валентина Васильевна, учитель биологии

    Учебный план

    1.Экология. Задачи и методы экологического мониторинга.
    2.Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
    3.Экскурсия «Экологические объекты окружающей среды».
    Основы исследовательской деятельности.
    1.Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ).
    2.Анкетирование, опросы, исследования «Экологическое состояние района школы».
    3.Сбор и обработка информации по теме «Боль природы», создание презентаций.
    4.Экскурсии: на водоемы села
    5.Практические работы: Определение пылевого загрязнения территории села и микрорайона школы;
    6.Определение шумового загрязнения территории села и микрорайона школы;
    7.Реферативные: Экологический мониторинг. Методы исследования. Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека
    Антропогенное воздействие на биосферу
    1.Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия).
    2.Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту.
    3.Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.).
    4.Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
    5.Реферативные: Радиоактивное загрязнение. Что это такое?
    6.Мифы и реальность Чернобыля.
    7.Беда всегда рядом. Беседа.
    Антропогенное влияние на атмосферу
    1.Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха
    2.Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое.
    3.Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.
    Антропогенное влияние на гидросферу
    1.Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение.
    2.Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды.
    3.Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
    4.Экскурсии к водоему. «Описание водоема». "Влияние выбросов на экологическое состояние водоема".
    5.Оценка экологического состояния родников села.
    Антропогенное влияние на литосферу
    1.Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв.
    2.Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).
    3.Экологические последствия загрязнения литосферы. Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок.
    Биоиндикация
    1.Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния.


    2.Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
    3.Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.
    Заключительное занятие
    1.Подготовка, проведение работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.

    Цели программы

    Использовать знания о географических, экологических явлениях в повседневной жизни, соблюдение норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

    Результат программы

    Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

    Особые условия проведения

    Прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

    Материально-техническая база

    Кабинет, мини лаборатория, дидактический материал.