«Вокальное пение»

    Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение – прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.

    Пение – активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма. Основываясь на естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся одной из граней развития ребенка в целом.

    Педагоги

    Фандикова Светлана Владимировна- учитель музыки.

    Учебный план

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

     


    1 год обучения

    1.Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение-1ч.


    2.Певческое дыхание-4ч.


    3.Единая певческая позиция-5ч.

    4.Звукообразование. Формирование гласных звуков.-5ч.

    5.Звуковедение. Фразировка-3ч.

    6.Дикция-2ч.

    7.Штрихи в пении. Пение legato, staccato-2ч.

    8.Динамические оттенки в пении-2ч.

    9.Ансамбль. Единое ансамблевое звучание-2ч.

    10.Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе-6ч.

    11.Особенности драматургического развития. Художественный образ-2ч.

    12.Работа с микрофоном. Пение под фонограмму-2ч.

    13Подведение итогов-1ч

    Итого:35ч.

    Цели программы

    Создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся и их самореализации в процессе музыкально-вокальной деятельности.

    Результат программы

    В результате обучения пению в вокальной ансамбле воспитанник должен:

    знать, понимать:

    – строение артикуляционного аппарата;

    – особенности и возможности певческого голоса;

    – гигиену певческого голоса;

    – понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

    – понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

    – основы музыкальной грамоты;

    - различные манеры пения;

    - место дикции в исполнительской деятельности.

    уметь:

    – правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

    – петь короткие фразы на одном дыхании;

    – в подвижных песнях делать быстрый вдох;

    – петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

    – петь легким звуком, без напряжения;

    – на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

    – уметь делать распевку;

    – к концу года спеть выразительно, осмысленно.

     

    К концу 1 года года учащиеся должны добиться следующих результатов:

     

    - знать основы гармонии

    - овладеть основами певческого дыхания;

    - овладеть умением выстраивать унисон;

    - исполнять одноголосные произведения.

     

    Особые условия проведения

    Программа кружка «Вокальное пение » предназначена для детей и подростков 10-15 лет.

    При прослушивании выявляются музыкальные способности детей и подростков на данном этапе, а именно: интонационное чувство, чувство ритма, музыкальная память, природные голосовые данные. Возрастные особенности так же учитываются при прослушивании, так как имеют прямую связь с развитием музыкальных способностей, которые, безусловно, необходимо развивать как можно с более раннего возраста с одной стороны, а с другой – в более старшем возрасте голосовой аппарат уже достаточно сформирован и развит, что так же имеет свое положительное значение в процессе занятий. Необходимо также помнить, что голосовой аппарат у школьников еще не совсем сформирован и ребенок не может зачастую повторить музыкальную фразу не из-за отсутствия музыкального слуха, а из-за еще недостаточно развитой координации между слухом и голосом. Важным фактором при отборе является желание ребенка заниматься в коллективе. Практика показала, что ребята, которые начали заниматься пением с большим желанием и энтузиазмом, и не обладающие первоначально достаточными способностями, достигли поразительных результатов в процессе занятий, опередив тех, кто был более одарен природой. Таким образом, на основе вышеперечисленных факторов происходит формирование групп. Возможен приём в течение года.

     

    Материально-техническая база

    1.Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор).

    2.Фонограммы.

    3.Технические средства: музыкальный центр, микрофон, компьютер, DVD.

    4.Аудиозаписи, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.

    5.Нотный материал.