Традиции культуры и бурятский язык

     

    Образовательная деятельность по программе «Традиции культуры и бурятский язык» создает условия для духовно-нравственного, гражданско-патриотического становления ребенка, социализации и адаптации к жизни в многонациональном, поликультурном обществе. Важнейшими качествами человека в условиях межнациональной и межгосударственной интеграции является толерантность, межкультурная компетентность, способность к общению, овладению языками.

    Для достижения таких качеств ребенка необходимо соблюдать в образовательной деятельности основной принцип:

    • принцип гармонизации отношений человека к природе, обществу, другому человеку;

    из основного принципа вытекает:

    • принцип природосообразности (следовать природе ребенка),
    • принцип интегрированности предметов, форм деятельности различных учреждений и организаций.

    Программа «Традиции культуры и бурятский язык» вводит ребёнка в мир традиционной культуры бурят. Особенность или новизна её состоит в том, что бурятский язык при этом изучается как код культуры. Познание культуры начинается с раскрытия значения первых слов ребёнка: «эжы» (мама), «аба» (отец), постепенно расширяясь по мере увеличения пространства освоения мира посредством слов, имеющих ценностное значение: «сагаан хyн» (человек с чистыми помыслами), «хyхэ мyнхэ тэнгэри» (вечно синее небо), «улаан наран» (красное солнце) и т.д. Каждая тема это новый мир, новый виток в освоении духовно-нравственного богатства культуры, тесно связанный с бурятским языком. Бурятский язык многозначен, связан с цельностью, непрерывностью восточного взгляда на мир, поэтому имеет большой потенциал для формирования синтезирующего начала в мышлении, устремленности к гармонизации окружающего мира, что является основой толерантного сознания.

    В бывшем бамовском многонациональном городе Северобайкальск МБОУ ДО «Центр национальной культуры «Баяр» выполняет миссию« Возрождения в новых условиях экологических, этических ценностей бурятской традиционной культуры на севере Байкала».

    Для выполнения миссии учреждение реализует две взаимосвязанные цели:

    •  Воспитание человека Культуры, способного к самореализации в условиях взаимовлияния культур;
    • Создание толерантной, культурно – образовательной среды на Севере Байкала.

     

    Педагоги

    Шулунова Анастасия Дамбаевна, педагог дополнительного образования,1квалификационная категория

    Манзарова Дугарма Цыдыповна,педагог дополнительного образования

    Потеева Сарана Валерьевна,педагог дополнительного образования

    Цели программы

    Цель программы:

    Воспитание толерантной, свободной, гармоничной личности, обладающей способностями к конструктивному диалогу на уровне национального и мирового сообществ.

    Задачи:

    • Развитие эстетического отношения к миру;
    • Овладение знаниями, умениями и навыками общения в бурятской культурно- языковой среде;
    • Формирование гармоничных межличностных отношений в семье и в обществе.

    Результат программы

    В результате: ребёнок учится ориентироваться в мире культуры, общаться в иноязычной среде, взаимодействовать с окружающим миром.

    ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

    • понять содержание текста, стих-я, прочитанного учителем в пределах программного материала;
    • выражать требования, указания, команды, отказ. участвовать в диалоге, в ситуациях общения;
    • вести диалог этикетного характера, уметь приветствовать и отвечать на приветствие, представиться, познакомиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление и т.д;
    • уметь расспрашивать- диалог- расспрос (кто?что?);
    • рассказывать о себе, о своей семье, о родителях, друзьях, школе, школьных принадлежностях;
    • знать наизусть рифмованные произведения детского фольклора, загадки, скороговорки, пословицы.
    • устное народное творчество
    • знание традиционной культуры бурят: семья и семейные отношения у бурят; родословная бурят; пять видов скота; бурятский национальный костюм; бурятская национальная кухня; бурятские праздники и игры;
    • знание государственной символики Республики Бурятия и общих сведений о республике: герб, флаг, территория, население.
    •  знание из области географии Бурятии: реки, климат, озеро Байкал, столица Бурятии.
    •  использовать этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности, знакомства, формы обращения, исполнять народные песни, ехор, благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни Сагаалгана;
    • считать в пределах 1000

     

     

     

     

     

    Материально-техническая база

    ИКТ, мультимедийная установка,слайды, иллюстрации, картинки,алфавит бурятского языка,карта, герб, флаг Республики Бурятия, фонограммы, макет юрты, атрибуты,костюмы