«Биология» для 10-11 классов

      Содержание курса биологии включает сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека и служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез, где особое значение приобретают мировоззренческие, теоретические понятия. Основные темы базированы на межпредметных знаниях, что предполагает более полное и точное с научной точки зрения раскрытие физико-химических основ биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе.

Педагоги

Туяна Геннадьевна Банзаракцаева. Кандидат биологических наук

Содержание программы

  1. Введение
  2. Эволюция живого мира на земле
  3. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
  4. Развитие биологии в додарвиновский период
  5. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
  6. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
  7. Микроэволюция
  8. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
  9. Возникновение жизни на Земле
  10. Развитие жизни на Земле
  11. Структурная организация живых организмов
  12. Химическая организация клетки
  13. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
  14. Строение и функции клеток
  15. Размножение и индивидуальное развитие организмов
  16. Размножение организмов
  17. Индивидуальное развитие организмов
  18. Наследственность и изменчивость организмов
  19. Закономерности наследования признаков
  20. Закономерности изменчивости
  21. Селекция животных, растений, микроорганизмов
  22. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии
  23. Биосфера, ее структура и функции
  24. Биосфера и человек
  25. Обобщение

Цели программы

  • формирование знаний о многообразии живой природы, происхождении живых организмов, их эволюции, систематике живых организмов, их взаимном влиянии друг на друга и на окружающую среду, методах изучения живых организмов;
  • формирование умений проводить наблюдения за объектами живой природы, описывать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений за живыми объектами в таблицах, диаграммах, графиках, выявлять общие черты в строении животных и растений, применять полученные знания для объяснения общности происхождения живой природы;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности при выполнении лабораторных работ, в приобретении новых знаний, поиска дополнительной информации с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, отношения к биологии как к элементу общечеловеческой культуры;
  • формирование умений использования полученных теоретических знаний для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

Результат программы

После изучения курса учащиеся должны

знать/понимать:

особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
роль физических и химических процессов в живых системах разного уровня организации;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости
основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике с/х, в медицине, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистической точки зрения происхождения и развития жизни на земле, различных групп растений, животных и человека;
давать аргументированную оценку новой биологической информации;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для м/б исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; презентацию с использованием ПК;
владеть языком предмета.