«Шашки»

В процессе изучения шашечной игры, ребята приобщаются к настольным игровым видам деятельности человека, культурному наследию своей страны и народов Мира. Благодаря этой простой и незатейливой, на первый взгляд, игре, дети учатся ориентироваться в различных жизненных ситуациях, так, например, в процессе занятий шашками, вырабатывается скорость мышления и принятия решений в непростых ситуациях; этому способствуют цейтноты в игре (нехватка времени для продолжения партии) и участие в блиц турнирах (молниеносная игра). Через игру в шашки ребята учатся общаться в официальной и неофициальной обстановке. Участие в соревнованиях формирует у детей чувство ответственности за свою команду, класс, школу и т.д. Важным воспитательным моментом является формирование у детей чувства собственного достоинства, этикета и уважения соперника, а не достижения ПОБЕДЫ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!

В процессе соревновательной деятельности, расширяется круг друзей и знакомых, увеличивается кругозор ребёнка. В процессе освоения данной программы и занятий шашками вообще, у детей повышается уровень развития памяти и внимания, логического мышления и фантазии, вырабатывается терпение, трудолюбие, аналитические способности и коммуникативные качества, ребёнок учится управлять своими эмоциями и побеждать чувство страха.

Педагоги

Еланов Владимир Гаврилович – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории,

"Заслуженный работник физической Культуры Республики Бурятия"

Мастер спорта России (1993г.)

Содержание программы

ТЕОРИЯ

История развития шашек

Шашечный кодекс

Первоначальные понятия

Тактика

Стратегия

Дебют

Эндшпиль

Спортивный режим, подготовка к соревнованиям

ПРАКТИКА

Решение задач и комбинаций

Ознакомительные турниры

Тематические турниры

Классификационные турниры

Другие соревнования

Анализпозиций и разбор партий

Спарринг-игры

Сеансы одновременной игры и конкурсы решений

ОФП

Приём контрольных нормативов

Цели программы

Развитие интеллектуального, духовного и физического потенциала подрастающего поколения через изучение игры в шашки.

Результат программы

В конце первого года обучения(начальная подготовка первого года обучения «НП – 1») обучающиеся должны знать:цель и смысл игры, историю возникновения игры, основные правила игры, основные виды ничейных окончаний, простейшие способы ловли дамки; уметь: ставить правильно доску для игры и шашки, играть партию от начала до конца, играть в дамочном эндшпиле, производить взятие простой шашкой и дамкой.

В конце второго года обучения (начальная подготовка второго года обучения «НП – 2») обучающиеся должны знать: историю развития шашечной игры в Мире, виды шашечных игр в разных странах, правила игры в русские и международные шашки, правила поведения на соревнованиях, основы позиционной игры, типовые удары и комбинации в миттельшпиле, стандартные приёмы борьбы в эндшпиле; иметь основные понятия о развитии сил в дебюте; уметь: играть с часами, правильно разыгрывать стандартные позиции в эндшпиле, реализовывать большое преимущество в партии, проводить типовые удары и комбинации, рассчитывать ходы в борьбе простых, правильно распределять силы по флангам в течение всей партии.

В течение второго года обучения обучающиеся должны принять участие в турнирах для начинающих в своём населённом пункте, районе. Выполнить норму IIIили IIюношеского разряда.

В конце третьего года обучения (учебно – тренировочная группа первого года обучения «УТ – 1») обучающиеся должны знать: историю развития игры в России, старинные русские шашечные игры, правила игры в бразильские и англо-американские (чекерс) шашки, виды и характер соревнований, шашечную нотацию и протокол записи партии, основы стратегии и тактики в русских шашках, «треугольник Петрова» и другие стандартные окончания; уметь: записывать партию в русских шашках, правильно разыгрывать коловые и тычковые позиции, правильно ориентироваться в дамочном эндшпиле. Принять участие в районных соревнованиях и выполнить норму IIили I юношеского разряда.

В конце четвёртого года обучения (учебно – тренировочная группа второго года обучения «УТ – 2») обучающиеся должны знать: историю развития шашек в России и СССР, творчество ведущих игроков Советского периода, шашечный кодекс России, системы проведения соревнований, принципы разыгрывания и тактические возможности косяковых и гамбитных позиций, нестандартные приёмы и оригинальные планы в различных стадиях партии, основные идеи дебютов: «кол», «тычок», «отыгрыш», «городская партия», «косяк Саргина»; уметь: правильно разыгрывать вышеперечисленные позиции и дебюты, защищать трудные позиции, играть в блиц и быстрые шашки. Принять участие в республиканских, областных, краевых соревнованиях, выполнить норму I юношеского или IIспортивного разряда.

В конце пятого года обучения (учебно – тренировочная группа третьего года обучения «УТ – 3») обучающиеся должны знать: творчество ведущих современных игроков России и Мира, компьютерные новинки и открытия последних лет, этюды и композиции – шедевры шашечного творчества, основные планы и пути развитияв дебютх: «кол», «обратный кол», «тычок», «обратный тычок», «городская партия», «обратная городская партия», «косяк», «обратный косяк», «игра Каулена», «Центральная партия», «Ленинградская защита», «Киевская защита», их некоторые отказанные системы, «жертва Кукуева»;

уметь: анализировать свои и чужие партии и позиции, правильно распределять время на партию, правильно рассчитывать свои силы на длинной турнирной дистанции и восстанавливаться после трудных партий или соревнований, определять стиль игры незнакомого соперника по почерку, психологически настраиваться перед партией или турниром, самостоятельно проводить небольшие турниры среди сверстников или младших групп. Принимать участие в районных и республиканских, областных, краевых соревнованиях. Выполнить норму 2 или 1 спортивного разряда.

В начале, в середине и в конце каждого года обучения осуществляется приём контрольных нормативов по теории и практике. Отслеживать рост результатов можно через соревновательную практику, выполнение разрядов, наиболее полно раскрывается рост творческого потенциала обучающихся через анализ партий сыгранных в серьёзных соревнованиях или личные наблюдения тренера в тренировочном процессе и различных соревнованиях.

Материально-техническая база

Учебный кабинет с достаточным количеством столов и стульев. Демонстрационная доска с магнитными шашками. Для более яркого и чёткого восприятия, детям, особенно младшего школьного возраста, необходимы не чёрно-белые доски и шашки. На группу из 12 ребят нужно 12 комплектов шашек с досками и 6 шахматно-шашечных часов.