Музей «Содружество народов Бурятии»

В контексте программы «Содружество народов Бурятии» использован системный подход образовательной деятельности как средство воспитания межкультурной толерантности обучающихся в процессе изучения народного изобразительного и декоративно-прикладного творчества трёх народов, проживающих на территории Республики Бурятия – русских, бурят, эвенков. Отличительной особенностью программы является создание экспозиции детского самодеятельного музея декоративно прикладного творчества «Содружество народов Бурятии» в интерьере мастерской объединения. Музей-мастерская «Содружество народов Бурятии» представлен как результат освоения обучающимися основных тематических блоков программы с национальными компонентами, ориентированных на исторически развитые формы духовной и материальной культуры русского, бурятского, эвенкийского народов:

"Русские самоцветы"      "Цветущая Бурятия моя"      "Эвенкийские просторы"

В музее-мастерской осуществляется деятельность в сфере внутреннего туризма посёлка Таксимо через реализацию собственной сувенирной продукции с национальным колоритом трёх народов, а также символикой Муйского района, Республики Бурятия. Сувениры изготавливают обучающиеся музея-мастерской «Содружество народов Бурятии» и швейной мастерской "Хозяюшка".

 

Педагоги

Киркор Евгения Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, стаж работы в должности - 15 лет. 

Образование: Новосибирский государственный педагогический университет; специальность - "Народное художественное творчество"; квалификация - "Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель".

Содержание программы

Вводное занятие

Воспитательная работа

1. Блок "Русские самоцветы":

"Русские народные праздники";

"Устный фольклор" (сказки);

"Русское народное ремесло";

"Пасхальные сувениры".

2. Блок "Цветущая Бурятия моя":

"Сагаалган - народный праздник";

"Устный фольклор" (сказки, благопожелания);

"Бурятская традиционная живопись";

"Сувенир Бурятии".

3. Блок "Эвенкийские просторы":

"Рождение оленят - народный праздник";

Устный фольклор (сказки, легенды);

"Сувениры Севера".

 Итоговое занятие

Цели программы

Развитие природных задатков творческого потенциала ребёнка через изучение и приобщение его к традициям народного художественного творчества русского, бурятского, эвенкийского народов посредством изобразительного и декоративно-прикладного искусства с демонстрацией в музее.

Результат программы

Личностные результаты: * умение осознавать своё уникальное своеобразие; * умение понимать свои сильные и слабые стороны; * приобретение навыков накопления опыта почтительного отношения к людям старшего возраста; * приобретение навыков толерантного мышления и поведения; * умение прикладывать усилия жить в мире и согласии с самим собой, друг с другом, с природой.

Метапредметные результаты: * умение определять общую цель и пути её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; * владеть основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; * умение наблюдать окружающую жизнь на основе эстетических переживаний (с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического).

Образовательные результаты: * самостоятельно создавать художественные изделия по мотивам традиций народного искусства; * самостоятельно выполнять творческую работу (изделие, рисунок) с позитивным содержанием, отражающего идеалы Добра и Дружбы; * умение самостоятельно проводить русские, бурятские, эвенкийские народные игры, включать в игру детей младшего возраста; * владеть техниками выполнения рисунка по мотивам бурятской традиционной живописи, эвенкийских традиционных орнаментов.

Особые условия проведения

Набор детей в группы объединения безусловный, свободный, то есть приветствуются дети и подростки с любыми индивидуальными данными.

Программа предусматривает создание условий для работы с детьми, имеющим недостатки в интеллектуальном (психическом), физическом развитии (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети – инвалиды), обучающихся в общеобразовательных учреждениях по адаптированным программам. Для этой категории детей оказывается индивидуализированная педагогическая помощь – на занятиях подбираются задания, с которыми обучающиеся справляются без особых затруднений, и лишь потом следует переход к более сложным.

Особенностью образовательного процесса является создание разновозрастной группы "Одарённые дети", третьего года обучения, в которой вместе занимаются дети от 12 до 17 лет. В такой группе концентрируются благоприятные условия для занятий, старшие помогают младшим. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более умелые и знающие охотно помогают младшим освоить какой-либо приём, способ, приобрести навык. Здесь действует активный способ помощи: «из рук в руки», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию.                                                                                                                                                                                                                      Одним из признаков оценки подготовки обучающихся группы «Одарённые дети» является совместная с педагогом деятельность научения ремеслу приглашённых гостей  в форме народных праздников, мастер классов, открытых учебных занятий.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Отличительной особенностью группы «Одарённые дети» является расширенное и углублённое изучение детьми этнического изобразительного и декоративно-прикладного творчества с ориентацией на будущую профессию – педагог дополнительного образования народного художественного творчества.

Материально-техническая база

Учебные занятия проводятся в мастерской детского объединения, оформленной как постоянно действующий самодеятельный музей народного творчества «Содружество народов Бурятии». Музей-мастерская организован на основе созданной обучающимися, родителями, педагогом коллекции изделий народного быта, а также собранных предметов старины. Экспозиция музея разделена на три выставки в соответствии с тематическими блоками учебного плана: «Русские самоцветы», «Цветущая Бурятия моя», «Эвенкийские просторы».                                                                                                                Планировка парт изменяется в зависимости от видов ручной работы, также обеспечивается постоянная постановка парт таким образом, что позволяет использовать на занятии различные формы работы с детьми (коллективную, парную, индивидуальную).                                                                                                                                                Для обеспечения соблюдения детьми правил техники безопасного труда на занятиях в кабинете имеется переносная настольная ширма «Инструкции безопасного труда на занятии». Инструкции по правилам техники безопасности меняются в соответствии с темой занятия. Рабочее место педагога оборудовано столом, шкафом для хранения библиотеки методической и специальной литературы, папок с иллюстрациями по направлениям народного изобразительного творчества «Русские самоцветы», «Цветущая Бурятия моя», «Эвенкийские просторы». В кабинете предусмотрено подсобное помещение со стеллажами для хранения наглядных пособий, инструмента, приспособлений и материалов (ткань, картон, искусственные мех и кожа, природный материал).