- Главная
- Направления
- Туристско-краеведческая
- Туризм и краеведение
- «Туризм и краеведение»
«Туризм и краеведение»
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности, формированию волевых и моральных качеств, общему оздоровлению организма, приобщению детей и подростков к здоровому образу жизни, что особенно важно в современном урбанизированном мире.
Туристско-краеведческая деятельность позволяет одновременно осуществить пять составляющих педагогического воздействия – воспитание, обучение, оздоровление, профессиональную ориентацию, социальную адаптацию учащихся.
Программа «Туризм и краеведение» составлена так, что обучение основам спортивного туризма тесно связано с изучением основ краеведения, т. е. туристско-краеведческой деятельностью.
Разделы программы разработаны автором на основе собственного опыта работы с учащимися, анализа авторских программ педагогов доп. образования, многолетнего опыта работы в качестве инструктора и гида-проводника.
Раздел «Краеведение» содержит сведения национально-регионального компонента и составлен на основе опыта преподавания элективного курса «Краеведенье» и предмета «История Бурятии».
Особенностью программы является её интегрированное содержание, комплексный характер, объединяющий близкие по содержанию учебные курсы: курс начальной туристской подготовки, экологические основы охраны природы, сведения по регионоведению, музееведению, археологии, этнографии, краеведению Кабанского района и Республики Бурятия.
Тематически программа стыкуется с базовыми учебными курсами по природоведению, географии, биологии, экологии, основам безопасной жизнедеятельности, физическому воспитанию, ОБЖ, истории Отечества и истории Бурятии.
Практические занятия проводятся в форме УТЗ (учебно-тренировочных занятий на местности), УТП (учебно-тренировочных походов), внутриклубных соревнований, в форме тренировок на местности (на прилегающей территории Дома творчества, стадионе, в окрестностях посёлка) и в помещении (в актовом зале, спортзале).
В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в ПВД, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.
Педагоги
Анкудинова Нина Анатольевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
1 год обучения
1. Основы туристской подготовки
Туристские путешествия, история самодеятельного туризма. Виды туризма
Краеведение. Музееведение.
Экологические основы охраны природы
Личное и групповое туристское снаряжение
Виды туристских палаток. Установка.
Виды туристских рюкзаков. Укладка.
Костры
Туристский бивак
Туристские должности в группе
Правила движения в походе, преодоление препятствий
Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий
Организация питания в походе
Подведение итогов туристского похода
Туристские узлы
2. Топография и ориентирование
Понятие о топографической и спортивной карте
Условные знаки
Компас. Работа с компасом. Азимут
Способы ориентирования
Действия в случае потери ориентировки
3. Краеведение
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
Походная медицинская аптечка
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
5. Общая и специальная физическая подготовка
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
Общая физическая подготовка
2 год обучения
1. Основы туристской подготовки
(пешеходный туризм)
1Туристские путешествия, история развития туризма
Групповое и специальное туристское снаряжение
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Подготовка к походу, путешествию
Питание в туристском походе
Техника и тактика в туристском походе
Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе
Действия группы в аварийных ситуациях
Знаки международной системы подачи сигналов бедствия. Сигналы бедствия, подаваемые жестами
Подведение итогов туристского путешествия
Лекарственные и ядовитые растения
Туристские слеты и соревнования
2. Топография и ориентирование
Топографическая и спортивная карта
Компас. Работа с компасом
Измерение расстояний
Способы ориентирования
Соревнования по ориентированию
3. Краеведение
Туристские возможности родного края, ООПТ
Изучение района путешествия
Топонимика Кабанского района РБ
4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Личная гигиена туриста, профилактика
различных заболеваний
Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений
Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Приемы транспортировки пострадавшего
5. Общая и специальная физическая подготовка
Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений
Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
3 год обучения
1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма)
Личное и групповое туристское снаряжение
Организация туристского быта, привалы и ночлеги
Подготовка к походу, путешествию
Питание в туристском походе
Техника движения и техника преодоления естественных препятствий в походе
Подведение итогов туристского путешествия
Особенности других видов туризма
2. Топография и ориентирование – основа специальной подготовки туриста-проводника
Топографическая и спортивные карты
Изображение горного рельефа на карте
Ориентирование в сложных условиях
Действие проводника в случае потери ориентировки
Организация и судейство видов соревнований «Ориентирование»
Организация и судейство соревнований «Контрольно-туристский маршрут»
Организация и судейство соревнований ТПТ «Техника пешеходного туризма»
Соревнования по спортивному ориентированию
Всего:
3. Краеведение
Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи
Разработка туристских маршрутов по Республике Бурятия, Кабанскому р-ну РБ
4.Обеспечение безопасности
Техника безопасности при проведении туристских мероприятий
Основные приёмы по оказанию первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего
5. Общая и специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная подготовка
Цели программы
Физическое воспитание и дополнительное образование детей, формирование чувства патриотизма и нравственных ценностей средствами туристско-краеведческой деятельности, приобщение к здоровому образу жизни.
Результат программы
Ожидаемые результаты
- Воспитанники владеют навыками и умениями, необходимыми для участия в спортивном пешеходном или горном категорийном походе, а также для участия в соревнованиях по спортивному туризму республиканского уровня;
- адаптированы к многодневному пребывания в автономной природной среде;
- владеют хорошими коммуникативными качествами, необходимыми для работы в коллективе и достижения общей цели;
- сформирована привычка здорового образа жизни;
- введён в норму или привычку стиль природосберегающего природопользования;
- выполнены юношеские или III взрослый разряд по спортивному туризму
- у воспитанников происходит повышение самооценки в условиях отсутствия неблагоприятных (ассиметричных) отношений в соционической модели группы;
- общее оздоровление воспитанников и повышение сопротивляемости организма агрессивным факторам внешней среды; развитие всех компонентов социокультурных компетенций в ходе реализации практико-деятельностного подхода к занятиям
Особые условия проведения
Ограничение по состоянию здоровья.
Материально-техническая база
Учебный кабинет, компьютер, принтер, туристическое снаряжение.
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса
Разработано методическое мультимедийное пособие «Начальная туристская подготовка», Положение «Ступени туристского мастерства». Имеются тексты заданий, вопросы к зачетам, задания для самостоятельной работы. Разработана методика организации и проведения краеведческих походов, программы экспедиций и краеведческих маршрутов.
дидактическое обеспечение:
- конспекты занятий;
- набор карт (физические, топографические, спортивные);
- видеофильмы по темам;
- фотоматериал;
- информационные стенды с узлами
дидактические игры («Азбука туриста» «Мы идем в поход») и викторины («Знаю ли я Байкал?», «Здравствуй Селенгинск!» и др.), раздаточный материал (карточки, схемы, опорные конспекты