«Туризм и краеведение»

Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности, формированию волевых и моральных качеств, общему оздоровлению организма, приобщению детей и подростков к здоровому образу жизни, что особенно важно в современном урбанизированном мире.

Туристско-краеведческая деятельность позволяет одновременно осуществить пять составляющих педагогического воздействия – воспитание, обучение, оздоровление, профессиональную ориентацию, социальную адаптацию учащихся.

Программа «Туризм и краеведение» составлена так, что обучение основам спортивного туризма тесно связано с изучением основ краеведения, т. е. туристско-краеведческой деятельностью.

Разделы программы разработаны автором на основе собственного опыта работы с учащимися, анализа авторских программ педагогов доп. образования, многолетнего опыта работы в качестве инструктора и гида-проводника.

Раздел «Краеведение» содержит сведения национально-регионального компонента и составлен на основе опыта преподавания элективного курса «Краеведенье» и предмета «История Бурятии».

Особенностью программы является её интегрированное содержание, комплексный характер, объединяющий близкие по содержанию учебные курсы: курс начальной туристской подготовки, экологические основы охраны природы, сведения по регионоведению, музееведению, археологии, этнографии, краеведению Кабанского района и Республики Бурятия.

Тематически программа стыкуется с базовыми учебными курсами по природоведению, географии, биологии, экологии, основам безопасной жизнедеятельности, физическому воспитанию, ОБЖ, истории Отечества и истории Бурятии.

Практические занятия проводятся в форме УТЗ (учебно-тренировочных занятий на местности), УТП (учебно-тренировочных походов), внутриклубных соревнований, в форме тренировок на местности (на прилегающей территории Дома творчества, стадионе, в окрестностях посёлка) и в помещении (в актовом зале, спортзале).

В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в ПВД, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.

Педагоги

Анкудинова Нина Анатольевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

«ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»

1 год обучения

1. Основы туристской подготовки

Туристские путешествия, история самодеятельного туризма. Виды туризма

Краеведение. Музееведение.

Экологические основы охраны природы

Личное и групповое туристское снаряжение

Виды туристских палаток. Установка.

Виды туристских рюкзаков. Укладка.

Костры

Туристский бивак

Туристские должности в группе

Правила движения в походе, преодоление препятствий

Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий

Организация питания в походе

Подведение итогов туристского похода

Туристские узлы

2. Топография и ориентирование

Понятие о топографической и спортивной карте

Условные знаки

Компас. Работа с компасом. Азимут

Способы ориентирования

Действия в случае потери ориентировки

3. Краеведение

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

Походная медицинская аптечка

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

5. Общая и специальная физическая подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Общая физическая подготовка

2 год обучения

1. Основы туристской подготовки

(пешеходный туризм)

1Туристские путешествия, история развития туризма

Групповое и специальное туристское снаряжение

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Подготовка к походу, путешествию

Питание в туристском походе

Техника и тактика в туристском походе

Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях Причины возникновения аварийных ситуаций в походе и меры их предупреждения. Психологические аспекты взаимоотношений в группе

Действия группы в аварийных ситуациях

Знаки международной системы подачи сигналов бедствия. Сигналы бедствия, подаваемые жестами

Подведение итогов туристского путешествия

Лекарственные и ядовитые растения

Туристские слеты и соревнования

2. Топография и ориентирование

Топографическая и спортивная карта

Компас. Работа с компасом

Измерение расстояний

Способы ориентирования

Соревнования по ориентированию

3. Краеведение

Туристские возможности родного края, ООПТ

Изучение района путешествия

Топонимика Кабанского района РБ

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

Личная гигиена туриста, профилактика

различных заболеваний

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Приемы транспортировки пострадавшего

5. Общая и специальная физическая подготовка

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

3 год обучения

1. Туристская подготовка (в избранном виде туризма)

Личное и групповое туристское снаряжение

Организация туристского быта, привалы и ночлеги

Подготовка к походу, путешествию

Питание в туристском походе

Техника движения и техника преодоления естественных препятствий в походе

Подведение итогов туристского путешествия

Особенности других видов туризма

 

2. Топография и ориентирование – основа специальной подготовки туриста-проводника

Топографическая и спортивные карты

Изображение горного рельефа на карте

Ориентирование в сложных условиях

Действие проводника в случае потери ориентировки

Организация и судейство видов соревнований «Ориентирование»

Организация и судейство соревнований «Контрольно-туристский маршрут»

Организация и судейство соревнований ТПТ «Техника пешеходного туризма»

Соревнования по спортивному ориентированию

Всего:

3. Краеведение

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов, музеи

Разработка туристских маршрутов по Республике Бурятия, Кабанскому р-ну РБ

4.Обеспечение безопасности

Техника безопасности при проведении туристских мероприятий

Основные приёмы по оказанию первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего

5. Общая и специальная физическая подготовка

 Общая физическая подготовка

Специальная подготовка

Цели программы

Физическое воспитание и дополнительное образование детей, формирование чувства патриотизма и нравственных ценностей средствами туристско-краеведческой деятельности, приобщение к здоровому образу жизни.

Результат программы

Ожидаемые результаты

 

- Воспитанники владеют навыками и умениями, необходимыми для участия в спортивном пешеходном или горном категорийном походе, а также для участия в соревнованиях по спортивному туризму республиканского уровня;

- адаптированы к многодневному пребывания в автономной природной среде;

- владеют хорошими коммуникативными качествами, необходимыми для работы в коллективе и достижения общей цели;

- сформирована привычка здорового образа жизни;

- введён в норму или привычку стиль природосберегающего природопользования;

- выполнены юношеские или III взрослый разряд по спортивному туризму

- у воспитанников происходит повышение самооценки в условиях отсутствия неблагоприятных (ассиметричных) отношений в соционической модели группы;

- общее оздоровление воспитанников и повышение сопротивляемости организма агрессивным факторам внешней среды; развитие всех компонентов социокультурных компетенций в ходе реализации практико-деятельностного подхода к занятиям

 

Особые условия проведения

Ограничение по состоянию здоровья. 

Материально-техническая база

Учебный кабинет, компьютер, принтер, туристическое снаряжение.

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса

 Разработано методическое мультимедийное пособие «Начальная туристская подготовка», Положение «Ступени туристского мастерства». Имеются тексты заданий, вопросы к зачетам, задания для самостоятельной работы. Разработана методика организации и проведения краеведческих походов, программы экспедиций и краеведческих маршрутов.

 дидактическое обеспечение:

- конспекты занятий;

- набор карт (физические, топографические, спортивные);

- видеофильмы по темам;

- фотоматериал;

- информационные стенды с узлами

дидактические игры («Азбука туриста» «Мы идем в поход») и викторины («Знаю ли я Байкал?», «Здравствуй Селенгинск!» и др.), раздаточный материал (карточки, схемы, опорные конспекты