«Краеведение и музееведение»

 

Изучение истории своей малой и большой Родины, её природного богатства, боевых, трудовых, культурных традиций, устоев жизни народа было и остаётся важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков чувства патриотизма, любви к России, активной гражданской позиции.

Возращение забытых традиций, гражданско-патриотическое воспитание стало центральной идеей воспитания учащихся в рамках музейной педагогики.

Создание данной программы продиктовано необходимостью максимально задействовать воспитательные резервы музея для самореализации личности, развития её патриотических чувств и активной гражданской позиции.

В зависимости от индивидуальных способностей, увлечений воспитанников создаётся несколько поисковых, творческих и исследовательских групп, а также группа экскурсоводов. Для более эффективного освоения технологии музееведения и экскурсоведения запланированы индивидуальные и малогрупповые занятия, а также тематические экскурсии и краеведческие походы (ПВД), научно-поисковые экспедиции. Реализация программы происходит в течение двух лет.

Большая часть экскурсий, познавательных и поисковых краеведческих маршрутов запланированы на тёплое время года (осень, весна).

Программа включает два курса: краеведения и музееведения, основные темы которых логично связаны, дополняют и обогащают друг друга. Технология музееведения позволяет воспитанникам своевременно и творчески использовать полученные знания по краеведению на практике.

Педагоги

Анкудинова Нина Анатольевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

1 год обучения

 Краеведение

Республика Бурятия. Кабанский р-он на карте моей республики.

«Мой край в древности»

История населённых пунктов Кабанского р-на.

История парома-ледокола «Байкал»

«От комсомольской стройки к рабочему посёлку»

Достопримечательности и туристские объекты Кабанского р-на РБ

«Байкальский биосферный заповедник»

Топонимика Кабанского р-на.

История памятников Гражданской войны Кабанского р-на РБ.

Бурятия в годы Великой Отечественной войны

Музееведение

Музееведение – дисциплина изучающая феномен музея.

Классификация музеев. Учет музейных фондов.

Основные направления музейной деятельности

Научно-вспомогательные средства в экспозиции.

Экспозиционная работа музеев. Этапы подготовки экскурсии.

Презентация экскурсионных проектов

2 год обучения

Краеведение

Введение (организационное занятие)

Республика Бурятия. Символика.

Достопримечательности и туристские объекты Кабанского р-на РБ

История Селенгинской школы № 1

Проект «История памятников п. Селенгинск»

История первых улиц «От первых колышков»

Бурятия в годы Великой Отечественной войны

Кабанский район в годы Великой Отечественной войны

Селенгинцы – ветераны ВОВ. Проект «Вспомним всех поименно!»

Музееведение

Технология создания экскурсии

Учёт музейных фондов. Фото-архив музея. Систематизация и реставрация фото-архива.

Развитие образования – фото-архив.

Проект «Первостроители посёлка Селенгинск»

Медицина – фото-архив.

Презентация фото-архива музея

Творческий отчёт

Цели программы

Сформировать у воспитанников историческое мышление и ценностное отношение к истории России средствами музейно-краеведческой деятельности.

Результат программы

Ожидаемые результаты реализации программы:

Программа призвана помочь осмыслить ребёнку его место в жизни, роль в судьбе страны, способствовать формированию собственного взгляда на жизнь, основ научного мировоззрения, уважительного отношения к старшему поколению.

В первый год обучения

воспитанники получают знания по истории Родного края, знакомятся с основами музееведения, экскурсоведения, поисково-краеведческой работы, основами проектной технологии, формируют актив музея и рабочие группы по направлениям: краеведческий поиск, творческая, исследовательская, экскурсоводов.

Второй год обучения

включает творческую работу воспитанников над практико-ориентированными и социально-значимыми проектами. Чаще всего проекты связаны с направлением работы музея, экспозиционной деятельностью, запросами образовательных учреждений посёлка, ветеранских и общественных организаций.

В процессе работы над проектами у воспитанников развиваются навыки работы с разными информационными носителями, интерпретирования, систематизации полученной информации, коммуникативные способности, развивается чувство сопричастности к прошлому своего Отечества, страны, посёлка. По итогам творческого отчёта определяются лучшие исследователи, краеведы, экскурсоводы, общественники, музееведы.

Результаты (продукты) проектной деятельности, формы подведения итогов:

·участие в тематических выставках, поселкового, районного и республиканского уровня;

·участие в краеведческих и учебно-исследовательских конференциях;

·статьи в местные СМИ («Призыв», «Байкальские огни»);

·создание творческих экспозиций музея;

·экскурсии, краеведческие викторины;

·мультимедийный продукт;

·связь поколений (встречи с интересными людьми);

·разработка совместных мероприятий с библиотеками посёлка, Домом творчества, образовательными учреждениями

Материально-техническая база

Учебный кабинет, занятия проводятся на базе музея «Боевой и трудовой славы п. Селенгинск».

- видеоматериалы: «Байкальский заповедник», «История залива Провал», «Дельта реки Селенга», «Город на мысу»- история г.Бабушкин».

- фонды музея «Боевой и трудовой славы п. Селенгинск»

- компьютер

- сканер

- мультимедиа

- принтер

- туристское снаряжение на 15 чел