«Наедине с природой»

  • (1)

Актуальность программы обусловлена тем, что в рамках приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход образовательных организаций на ФГОС. Вопрос интеграции общего и дополнительного образования определен как приоритетный. Система дополнительного образования чутко реагирует на вызовы времени, внося определенные изменения в содержание программ и организацию образовательного процесса. Единое образовательное пространство создает новый импульс для поступательного развития школьника. Неотъемлемой частью образовательного процесса МБОУ «Шпалозаводская сош» является организация внеклассной деятельности экологического направления за счет МБУ ДО ЗЦДЮТ. Результатом экологического воспитания является природосообразное поведение в разных видах деятельности.

Но к числу наиболее важных проблем МБОУ «Шпалозаводская сош» относится освещение некоторых экологических тем в определенных разделах рабочих программ. Полное отсутствие предмета Экология позволяет школьникам лишь воспроизводить экологические понятия, не применяя знаний на практике. Многолетнее сотрудничество МБУ ДО ЗЦДЮТ и МБОУ «Шпалозаводская сош» уже продемонстрировали свою состоятельность и двустороннюю полезность. Заинтересованность школы в работе детского экологического объединения «Ритмы природы» объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Во внеурочное время, школьники целенаправленно выбирают экологическое объединение, которое способствует успешному усвоению предметных, метапредметных, личностных результатов.

Практическая значимость программы Экология+» состоит в том, что экологическое образование школьников является одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Такой подход нашёл поддержку в Правительстве РФ, «О мерах по улучшению экологического образования населения». Необходимость экологических знаний связана с тем, что 10.01.2002 г. Путин В.В. подписал Федеральный Закон «Об охране окружающей среды», а 2017 год в России объявлен Годом экологии.

Новизна программы «Экология+» состоит в том, что она соединяет возможности общего и дополнительного образования. В основе кооперативной модели взаимодействия лежит интегрированный тип партнерских отношений между МБУ ДО ЗЦДЮТ, МБОУ «Шпалозаводская сош» и АУ РБ «Хандагатайский лесхоз», где педагог допобразования является ведущим организатором внеклассного обучения школьников.

Среди современных педагогических технологий особое место занимают проектная деятельность и научно-исследовательская работа. Обучение путем исследований является эффективным способом познания окружающего мира. Опыт показывает, что проектно – исследовательская деятельность экологического объединения «Ритмы природы» способствует максимальному раскрытию самостоятельного деятельного начала и развитию способностей к самоопределению и самореализации. Изучение программы содействует становлению активной жизненной позиции, интеллектуальных способностей на основе современных педагогических технологий, личностно – ориентированного, разноуровневого, развивающего обучения.

МБУ ДО ЗЦДЮТ создает для учащихся МБОУ «Шпалозаводская сош»:

– разнообразие форм экообразования на основе социального заказа;

– построение индивидуального маршрута школьников, ориентировано на предметные, метапредметные и личностные результаты.

Программа «Экология+» нацелена на применение УУД в жизненных ситуациях, основ социального партнёрства. В структуру включены понятия «экологическая культура» и «здоровый образ жизни».

Педагоги

Грабовская Вера Александровна

Имеет высшую квалификационную категорию. В 2013 году присвоено Звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации"

Содержание программы

Основной идеей программы является личностно – ориентированное образование. В связи с тем, что посещение экологического объединения «Ритмы природы» не является обязательным, работа строится на принципах добровольности и занимательности. Это особенно актуально на начальном этапе формирования УУД. От этого во многом будет зависеть стремление детей к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию. Чтобы развить познавательный интерес к обучению в объединении использую компьютерные презентации, диалоговые формы, проектную и исследовательскую деятельность. В основе обучения лежат проектные, ИКТ, технологии проблемного и дистанционного обучения. На занятиях использую игровые и здоровьесерегающие технологии, ведь большую часть времени на уроках дети провели малоподвижно. Уменьшить эмоциональную и психологическую нагрузку позволяют театрализованные постановки, интермедии. Следует отметить то, что экологическое объединения «Ритмы природы» посещают учащиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, поэтому программа «Экология+» построена с учетом интересов и познавательных способностей школьников. Данный подход развивает умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива.

Каждый год обучения, подчинен определенным задачам, решение которых выводит моих воспитанников на новый уровень. Согласно Концепции развития дополнительного образования, одним из принципов реализации программы «Экология+» является разноуровневость:

– Стартовый уровень направлен на применение общедоступных и универсальных форм первого года обучения. Дети находятся в постоянном поиске, необходимо заинтересовать ребенка, чтобы он мог продолжить учебу на следующем (базовом) уровне. Предполагается использование игровых форм обучения, минимальную сложность проектных заданий. Целесообразным считаю обучение детей приблизительного одного возраста, т.е. учащиеся первого класса. Данный уровень позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину мира.

– Базовый уровень программы направлен на реализацию проектного метода, необходимого в исследовательской, просветительской и природоохранной деятельности с учащимися второго и третьего года обучения. Исследовательская деятельность влияет на познавательную активность. Раздел программы второго и третьего обучения рассчитан на 216 часов, участие в мероприятиях очно-заочной формы не менее 30% обучающихся, примерно 5% победителей и призёров.

- Продвинутый уровень предполагает углубленное изучение раздела программы в 216 часов. Основной упор направлен на индивидуальную и самостоятельную работу. Продвинутый уровень требует умения решать проблемы посредством самостоятельного выбора программы действий. Участие в мероприятиях очно-заочной формы предполагает 50% обучающихся, из них 5% победителей и призеров.

Учебный материал программы «Экология+» соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, междисциплинарные связи, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. Для успешного развития личности, образовательный процесс построен на основе принципов единства сознания и практической деятельности, наглядности, личностной ориентации, системности и целостности, гуманизма. Для повышения мотивации учащихся мною разработана система поощрения, где каждый ребенок в конце учебного года на торжественной линейке в школе получает грамоты за свою результативность.

 

Цели программы

Цель программы:

– формирование природосообразного поведения школьников.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

- формирование знаний о взаимосвязях явлений природы.

– формирование экологически ценностной ориентации в деятельности.

– развитие навыков наблюдения за объектами живой и неживой природы

– развитие эмоционально-положительного отношения к природе и навыков поведения в ней.

– воспитание желания к активной природоохранной деятельности и ответственного отношения к здоровью.

Данная программа характеризуется многообразием форм практико-ориентированной деятельности. Теоретическая часть программы тесно связана с выполнением агротехнических заданий на лесном питомнике, экологической тропе, участием в волонтерских проектах, акциях с Хандагатайским лесхозом, АЛХ РБ, РЭБЦу, Правительством РБ.

В программе учтены возрастные, психологические особенности детей. Опыт работы показывает, что изучение программы оптимально начинать в возрасте 7 лет (с 1 класса). Это объясняется рядом причин:

– это определяется психофизическими особенностями, интеллектуальной сферой ребенка. Стартовый уровень для детей первого года обучения создает условия для формирования осознанной мотивации при выборе конкретного вида деятельности через интерактивные формы просветительской деятельности. Средствами работы являются ознакомительные экскурсии, походы, акции, исследовательские задания.

- Стартовый, базовый и продвинутый уровень создает условия для развития инициативной позиции у детей второго и третьего года обучения. Устойчивый интерес у воспитанников четвертого года обучения формирует потребность разработать индивидуальный исследовательский проект.

Результат программы

Ожидаемый педагогический результат направлен:

– на включение школьников в социо-культурное пространство села, формирование потребности природосообразных поступков, развитие творческой активности и самоопределение себя как личности. Воспитанник должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге.