Турэл хэлэмни, турэhэн дайдамни

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

Педагоги

Сандитова Римма Шойжинимаевна

Содержание программы

 

1. Пояснительная записка

 

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. С целью формирования у младших школьников целостного представления о малой родине, сохранения и развития социально – экономических и культурных достижений и традиций края вводится данная программа.

Краеведение дает знания об истории и культуре малой родины, прививает любовь и бережное отношение к природным богатствам края, знакомит с творчеством и традициями своего народа, помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти. Реализация этих идей направлена на освоение учащимися ключевых компетенций (познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, социальной). Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к краеведению.

В целях формирования личности ребенка, патриота своей малой родины

Необходимо использовать все возможные средства воспитания.К таковым можно отнести Ульдургинский народный музей им. Сампилона Ж.Д., музей Номтоева Ц.Н., музей нашей школы, Зал боевой и трудовой славы. Посещая музей дети приобщаются к культурному наследию нашего народа с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях. Через экскурсии в музей знакомятся с бытом русского и бурятского народов, с их фольклором и героическим прошлым. Сотрудничество школы и музея помогает решать сложные и многоаспектные задачи пропедевтического этапа приобщения младших школьников к истории и культуре, способствует обогащению жизненного опыта, расширяет кругозор и словарный запас, расширяет знания о родном крае и воспитывает чувство патриотизма. История каждой семьи – часть истории страны и всего нашего народа. бурятский народ традиционно придавал огромное значение своей родословной, свято оберегал честь рода.

Знакомясь со своей родословной, дети получают информацию о прошлом своей семьи, пополняет ее материалы, составляя летопись своего рода, тем самым приобщается к поисково – исследовательской деятельности.

 

2. Актуальность программы:

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

3.Основная цель программы:

· дать целостное представление об окружающем мире, расширить и углубить знания учащихся о родном крае

· сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала

· Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.

· воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

 

 

Образовательные задачи:

· ознакомление с историей и культурой родного края;

· Овладение начальными навыками исследовательской работы;

· Овладение навыками работы на компьютере.

Воспитательные задачи:

· Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России, и своему краю;

· Воспитание любви и чувства гордости к родному краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношения к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы.

Развивающие задачи:

· Развитие познавательного интереса к изучению истории, культуры, природы родного края, интеллектуальных и творческих способностей;

· Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

 

Настоящая программа рассчитана на 3 года обучения и предназначена для работы с обучающимися 2-4 классов в возрасте 7-10 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

4. Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

5. Формы и режим занятий

Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 40 минут (1 академический час):
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие)
6. Методы и приемы:

диалоги; элементы дискуссий
игры-практикумы;
проблемные ситуации;
сюжетно-ролевые игры;
конкурсы, викторины;
беседы;
коллективно-творческие дела.
7. Формы проведения

рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,
экскурсия; поездка, поход
практическое занятие, викторина, консультация
проблемная лекция, работа в музеях
8. Ожидаемые результаты реализации программы:

Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)

Критерии результативности

1. подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);

2. участие в различных конкурсах;

3. проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

1. индивидуальные встречи с родителями в течение года;

2. посещение родителями различных выставок, мероприятий;

3. проведение занятий совместно с родителями.

Учебно-тематический план 2 класса

№ п/п
Тема
1-2 Наш край родной.
3-4 Экскурсия в лес.
5-7 Праздники по временам года. Народные приметы, загадки, кроссворды.

8-9 Устный журнал «Я и мое имя»
9-10 Сезонные изменения в природе
11-12 Животный и растительный мир Бурятии
13-14 Красная книга Бурятии.
14-15 Травы Ульдурги
16-17 Зеленая аптека Ульдурги
18-19 Посещение народного музея им. Сампилона Ж.Д.музея
20-21 Посещение библиотеки.
22 Ц.Н.Номтоев – учитель, герой, писатель
23-24 Угсаата зоной угай һургаал
25-26 5 хушуун мал.
27-28 Заповеди буддизма: 10 сагаан буян. 10 хара нүгэл.
29-30 Здравствуй, мой милый край. Литературный вечер
31-32 Мои земляки – герои и участники Великой отечественной войны
33-34 Игровая программа «Знаток Ульдурги»

Учебно-тематический план 3 класса

1-4 – Составление эколого- этнографического календаря
5-6 – Выставка – обзор литературы, посвященной родному краю
7-8 – Птицы нашего края. Посещение уголка живой природы школы,музеем им. Сампилона Ж.Д
9-10 – Звери нашего края. Посещение уголка живой природы школы, музея им. Сампилона Ж.Д.
11-12 Экспонаты музея в зале «Быт бурят»
13-14 Юрта, убранство юрты
15-16 Национальная бурятская одежда
17-18 Русская изба
19-20 Национальная русская одежда
21-22 Путешествие по сакральным местам нашего края и знакомство с обрядами.
23-25 Бурятский фольклор: Пословицы и поговорки,загадки
26-28 Благопожелания
29-31 Еохор
32-34 Народные песни

Учебно-тематический план 4 класса

1. Экологический праздник «День птиц»
2. Заповедники и национальные парки Бурятии
3-4 Создание группы по волонтерскому движению «Чистое село»
5-6 Очистка рек Ульдурга и Харгаста
7-8 Родословная моей семьи
9-10 Поисковая работа по пополнению материалов о своей родословной
11-12 Оформление информационного плаката «Я и моя семья»
13-14 Защита реферата «Познакомьтесь с моим семейным альбомом»
15-16 Наш край в годы Великой Отечественной войны
17-18 Викторина «Помоги почемучке»
19-20 Праздник «Что дает наш край родной»
21-22 Русский фольклор: потешки и прибаутки
23-24 Песни русского нрода
25-26 Пословицы и поговорки
27-28 Национальная кухня народов Бурятии
29-30 Викторина «Что ты знаешь об экологии»
33-34 Экскурсия по памятным местам города Улан –Удэ( этнографический музей, музей истории Бурятии, музей природы, художественный музей им.Сампилова).

 

Цели программы

Цель программы:

· дать целостное представление об окружающем мире, расширить и углубить знания учащихся о родном крае

· сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала

· Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.

· воспитать чувство национальной гордости и любви к своей малой родине.

 

Результат программы

Ожидаемые результаты реализации программы:

Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы)

Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)

Критерии результативности

1. подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);

2. участие в различных конкурсах;

3. проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

1. индивидуальные встречи с родителями в течение года;

2. посещение родителями различных выставок, мероприятий;

3. проведение занятий совместно с родителями.

Материально-техническая база

Для реализации программы кружка необходимо: учебный кабинет, учебные столы и стулья, компьютер, принтер, сканер, проектор, классная доска, подборка информационной и справочной литературы, обучающие и справочные электронные издания, доступ в Интернет, расходные материалы.