Детская риторика

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Педагоги

Некипелова  Ирина Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Категория : первая квалификационная категория

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. ОБЩЕНИЕ

1.1- 1.6. Знакомство с учебником. Для чего люди общаются. Понятие о риторике.

 

2. РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

2.1 – 2.11 Устное и письменное общение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.

В чем состоит вежливость. Вежливая речь (словестная вежливость). Вежливо – невежливо – грубо. Способы выражения (этикетных форм) приветствия, прощания благодарности.

Слушание (аудирование). Слушать и слышать. Правила для слушающего (учимся слушать собеседника, учителя и т.д)

Говорение. Голос и его окраска, громкость, темп говоримой (устной) речи. Правила для говорящих (собеседников).

Чтение. Ознакомительное (знакомимся с книгой, газетой, журналом). Приемы ознакомительного чтения.

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения (о чем говорит нам шрифт).

 

3. ТЕКСТ

3.1 – 3.16 Что такое текст. Тема и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные сигналы смысловых частей текста.

Речь разговорная. Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Речь разговорная с элементами художественной речи. Сказочные истории. Считалки. Ритм, рифма, звукопись в считалке.

Цели программы

Научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Результат программы

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.