Секция по шахматам «Белая ладья»

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.

Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.

Педагоги

Ухинова Софья Базаровна

Содержание программы

Учебно – календарный план.


тема
Кол-во

часов
Дата проведения
планируемая
фактически
1
История шахмат.

Шахматная доска.
3
4,7,11.09

2
Шахматные фигуры.
2
14,18.09

3
Начальное положение.
1
21.09

4
Ладья.
2
25,28.09

5
Слон.
2
2,5.10

6
Ладья против слона.
2
9,12.10

7
Ферзь.
2
16,19.10

8
Ферзь против ладьи и слона.
2
30.10.,02.11

9
Конь.
2
13,16.11

10
Конь против ферзя, ладьи, слона.
2
20,23.11

11
Пешка.
2
27,30.11

12
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
2
4,7.12

13
Король.
1
11.12

14
Король против других фигур.
1
14.12

15
Шах.
2
18,21.12

16
Мат.
2
25,26.12

17
Ничья, пат.
2
15,18.01

18
Рокировка.
1
22.01

19
Шахматная партия.
3
25,29.01,01.02

20
Дебют
3
5,8,12.02

21
Миттельшпиль
3
15,19,22.02

22
Эндшпиль
3
26.02,01,5.03

23
Шахматная нотация
1
8.03

24
Тактические приемы
3
12,15,19.03

25
Блиц –игра
1
22.03

26
Классические турниры
1
02.04

27

3
5,9,12.04

28
Личное первенство


2
16,19.04

29
Итоговые занятия «Проверь себя»
9
май

Цели программы

Цель программы – привлечение к шахматной игре младших школьников, как средству интеллектуального развития ребенка.

Результат программы

К концу учебного года дети должны знать:

 

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

 

К концу учебного года дети должны уметь:

 

· ориентироваться на шахматной доске;

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

· правильно помещать шахматную доску между партнерами;

· правильно расставлять фигуры перед игрой;

· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

· рокировать;

· объявлять шах;

· ставить мат;

· решать элементарные задачи на мат в один ход

Особые условия проведения

Без ограничений. Участники не обязаны обладать особыми навыками

Материально-техническая база

Методическое обеспечение:

1. Балашова Е.Ю. Шахматная азбука. Первая ступень обучения: Москва, «Печатные Традиции», 2009.

2. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 2014.

3. Уманская Э.Э. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения, Москва, «Просвещение», 2017 г

Кроме того имеются наборы шахмат.