Программа дополнительного образования «Вдохновение»

В развитии личности ребёнка искусство занимает особое место, так как способно развивать чувство прекрасного, формирует эстетический вкус, учит беречь исторические и духовные ценности. Занятия изобразительным искусством содействуют развитию творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных умений и навыков. В настоящее время возникла необходимость обращения к народному творчеству, МХК, так как, чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. В связи с этим была выбрана художественно- эстетическая направленность программы, которая предполагает обучение детей по следующим основным разделам: изучение основ изобразительной грамоты, ДПИ (городецкая, хохломская, семёновская, полхов-майданскя и др. росписи) лепка, моделирование и конструирование из бумаги, дизайн, МХК.

На занятиях по программе «Вдохновение» дети становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых вещей, раскрывают огромную духовную ценность изделий народных мастеров, вооружаются техническими знаниями, получают трудовые умения и навыки, психологическую подготовку к выбору профессии.

Образовательная программа «Вдохновение» реализуется в МБОУ «Наушкинская СОШ» с 2002 года.

Развитие ДПИ в современных условиях с применением новых технических средств, инструментов и материалов, и необходимость конкурентоспособности в новых условиях, диктуемых социальной средой, и потребности учащихся, и личный профессиональный рост педагога, и новые нормативные требования к программам ( приложение к письму Минобразования России от11.12.2006г. «О примерные требования к программам дополнительного образования детей») – всё это потребовало пересмотра и усовершенствования программы. Аспекты актуальности и успешной реализации программы: личностно- ориентированный подход к процессу обучения, реализация потребностей детей в межличностном общении и продуктивная организация их свободного времяпровождения, направленная на развитие творческих способностей, трудовых навыков, коммуникативных способностей, формирование социально-значимой личности, использование новых технических средств (компьютеры, мультимедиа-аппаратура), новых современных техник ДПИ (витражная роспись, декупаж, квиллинг), использование передового педагогического опыта.

 

 

Педагоги

Андреева Лариса Валерьевна, учитель ИЗО и технологии высшей категории

Содержание программы

Введение
Основы изобразительной грамоты

Цветоведение, колористика
Рисунок, графика
Живопись( работа акварель., гуашь, крас-ками, восковыми и цветными карандашами изучение тех. аля-прима, лессировки, по- сырому)
Декоративная композиция
Композиция. Тематическое рисование
Декоративно-прикладное творчество
Орнамент
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Роспись матрёшек Загорска и Семёнова
Роспись матрёшек Полхов- Майдана
Роспись матрёшек по бурятским орнаментальным мотивам
Чудо писанки (роспись и декор. пасх. яиц)
Народная игрушка. Дымковская игр.
Нар. игр. Каргопольская и филимоновская. игрушки
Народная игрушка. Игрушки на чайник
Витраж
Декупаж
Лепка
Аппликация
Выполнение работ из природн. материала
Конструирование и моделирование из бумаги
Дизайн
Работа с тканью(гильёширование)
Выполнение декоративного панно из связанных воздушной петлёй цепочек
Мировая художественная культура, культура родного края
Культурно- досуговая деятельность
Контрольные итоговые занятия
Всего часов

Цели программы

Цель программы - создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся, формирования эстетического вкуса, позитивной мотивации и социальной адаптации путём приобщения к традиционным народным промыслам и современным видам декоративно-прикладного искусства.

Результат программы

Первый год оценивается на уровне приобретения воспитанниками основных теоретических и практических знаний и умений по изучаемому вопросу.

Учащиеся должны знать:

необходимый минимум правил безопасной работы и жизнедеятельности;
виды и жанры искусства;
некоторые виды художественных и изобразительных материалов;
названия и оттенки цветов, основные, дополнительные и родственные, теплые и холодные цвета;
понятия: ахроматический и хроматический цвета, насыщенность цвета, цветовой контраст;
понятия: линия, силуэт, форма и пропорции, центр, симметрия, ритм, масштабность;
понятие орнамент, основные композиционные схемы построения геометрического и растительного орнамента в полосе, в квадрате, в круге, в овале;
о технологии городецкой и хохломской росписи, технологию выполнения работ из соленого теста;
понятия: графика, витраж, декупаж;
об истории развитии витража и о технологии росписи плёночными витражными красками;
об истории и развитии центров народных промыслов росписи матрешек;
историю развития и технология выполнения аппликационных работ, инструменты и материалы виды аппликаций, способы и приемы;
технологию выполнения декоративного панно из связанных воздушной петлёй цепочек.
Учащиеся должны научиться:

умеют правильно организовывать своё рабочее место;
владеют практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;
владеть навыками работы кистью и карандашом;
владеть навыками лепки из солёного теста по образцу рельефных и объёмных поделок;
различать виды народных промыслов;
составлять геометрический и растительный орнаменты в полосе, в квадрате, в круге, в овале;
составлять композиции с применением городецких мотивов;
выполнять аппликации из природного материала;
выполнять роспись матрёшек Загорска и Семёнова;
выполнять простые композиции из связанных воздушной петлёй цепочек;
работать аккуратно, бережно, терпеливо, опираясь на правила безопасности.

Особые условия проведения

Программа первого и второго годов обучения в основном рассчитаны на детей младшего школьного возраста. Этот возраст, прежде всего, характеризуется тем, что дети не научились работать в коллективе, внимательно и усидчиво слушать и полностью воспринимать учебный материал, а так же тем, что недостаточно развита моторика рук и умение выражать свои творческие способности. Исходя из этого, занятия строятся таким образом, чтобы дети не уставали и в тоже время получали необходимый объём знаний, умений и навыков, чередуются практические и теоретические виды занятий, делаются физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания.

Материально-техническая база

Учебный кабинет площадью 48 м2

Подсобное помещение для хранения инструментов и материалов, для обработки изделий лаком и расположения умывальников – площадью 6 м2.

*Все помещения отвечают гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности

Оборудование:

Шкафы для хранения незаконченных изделий, дидактических и раздаточных материалов, методической литературы – 3 шт.

Стол педагога двухтумбовый – 1 шт.

Столы ученические – 15 шт.

Стулья – 30 шт.

Столы рабочие для покрытия изделий лаком и просушки – 2 шт.

Умывальники – 2 шт.

Стенды для размещения образцов изделий – 2 шт.

Доска 1шт.