Программа по внеурочной деятельности " Веселые нотки"

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

 2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

 

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также – индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

 

преподаватели

Падерина Марина Владимировна

Содержание программы

п/п

Тема занятия
Кол-во часов
Коррекция
1

Прослушивание детских голосов


2

Диагностика. Прослушивание детских голосов


3

Понятие о сольном и ансамблевом пении


4

Пение как вид музыкальной деятельности.


5

Строение голосового аппарата.


6

Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях хоровом пении.


7

Правила охраны детского голоса.


8

Вокально-певческая установка.


9

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.


10

Формирование детского голоса.


11

Звукообразование. Волшебная страна звуков.


12

Певческое дыхание.


13

Дикция и артикуляция.


14

Речевые игры и упражнения.


15

Вокальные упражнения. Каникулы – веселая пора.


16

Нотная грамота. Вокальный портрет сказочных героев.


17

Хороводные песни и шутки. Игры.


18

Нотная грамота.


19

Души прекрасные порывы.


20

И хорошее настроение не покинет нас!


21

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.


22

Народная песня.


23

Произведениями русских композиторов- классиков.


24

Произведения современных отечественных композиторов.


25

Сольное пение.


26

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.


27

Музыкальная прогулка.


28

Веселей, встречай друзей


29

Звуки и краски голоса.


30

Мелодия – душа музыки.


31

И хорошее настроение не покинет нас!


32

Слышу голос из прекрасного далека.


33

Волшебная страна звуков.


34

Россия – Родина моя.


35

Каникулы – веселая пора.


36

Сколько песен мы с вами вместе…


37

Нотная грамота.


38

Вокальный портрет сказочных героев.


39

Добрым быть совсем не просто


40

Вечная память русским героям.


41

Хороводные песни и шутки. Игры.


42

Певческое дыхание.


43

Дикция и артикуляция.


44

Речевые игры и упражнения.


45

Песни давно минувших дней


46

Нотная грамота.


47

Музыкальная прогулка.


48

Солнечный свет в моем голосе.


49

И хорошее настроение не покинет нас!


50

Россия – Родина моя.


51

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.


52

Звуки и краски голоса.


53

Песни давно минувших дней


54

Волшебная страна звуков.


55

Вечная память русским героям.


56

Праздник в душе у нас.


57

Слышу голос из прекрасного далека.


58

Веселей, встречай друзей


59

Сколько песен мы с вами вместе…


60

Волшебная страна звуков.


61

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.


62

Певческое дыхание.


63

Дикция и артикуляция.


64

Речевые игры и упражнения.


65

Праздник в душе у нас.


66

Добрым быть совсем не просто…


67

Игровая деятельность, театрализация.


68

Путь к успеху. Выступления, концерты





68

Цели программы

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Результат программы

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Материально-техническая база

Учебные пособия, музыкальные произведения:

«Вызываю я их из бессмертия» Найля Мухамеджанова
«Гимн Салехарду» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
«Главный праздник» Найля Мухамеджанова
«Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев
«Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
«Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой
«Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова
«Полёт» сл. и муз. Жанна Колмогорова
9.«Полярная звезда» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова

«Расскажите» сл. Д.Майданов, муз. Л.Кудрявцев
«Рождество» сл. и муз. Андрей Варламов
«Святая Россия» сл. и муз. Жанна Колмогорова
«Ты цвети Ямал!» сл.Л.Савичевой, муз.Ю.Юнкерова
«Я взрослая» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
«Ямальский вальс» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова