Выразительное чтение

Выразительное чтение и рассказывание – первостепенные приемы постижения учащимися художественного произведения и развития у них литературной речи и творческих способностей. По мнению М. А. Рыбниковой, « выразительное чтение – это … первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе». Этот феномен связан с тем, что выразительное чтение основано на видении, представлении изображенных в тексте картин, образов, на стимулировании воображения, т. е. « внутренней наглядности», которая невольно передается внимательному слушателю, вызывая у него соответствующую эмоциональную реакцию. Таким образом, возникает взаимодействие между чтецом и слушателем, а чтению при условии грамотного, умного чтения – между автором и слушателем. Такое выразительное чтение произведений разного жанра и стиля способно вызвать у слушателей эстетическое наслаждение, интерес к тому или иному тексту, даже увлечение им, желание перечитывать его и т. д.

Обучение выразительному чтению, особенно поэтических текстов, сливается с их анализом, помогая учащимся осваивать произведения в единстве формы и содержания, раскрывать его подтекст, глубже понимать художественную идею автора. В то же время выразительное чтение является итогом, следствием аналитической работы над произведением, приемом, который на завершающем этапе изучения восстанавливается целостность, свежесть его восприятия учащимися и обеспечивает более глубокое проникновение в авторский замысел. Таким образом, обучение учащихся выразительному чтению произведений различной тематики, жанра и стиля – необходимое условие формирования читательской и речевой культуры, художественного вкуса учащихся.

Одним из видов звучащего художественного слова является рассказывание. Между ним и выразительным чтением много общего: внимание к авторскому слову, осмысление художественной идеи произведения, особенности его стиля. Передавать содержание произведения рассказчик может дословно или « от себя». Во втором случае уместны сокращение текста, замена слов, выбор языковых средств и форм изложения, акцентирование внимания на какой – то ситуации или мысли по усмотрению исполнителя. Целесообразно рассказы на основе литературного текста сочетать с рассказами на жизненном материале, что стимулирует развитие речи и творчество учащихся. Кроме того, выразительное чтение и разные виды рассказывания являются эффективными приемами обучения орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.

Педагоги

Бардуева Аяна Батоевна

Содержание программы

Раздел 1. « Искусство выразительного чтения» ( 2 часа).

Раздел 2. « Основы техники речи» ( 2 часа).

Раздел 3. « Логическая выразительность чтения» ( 2 часа).

Раздел 4. « Эмоционально – образная выразительность чтения и рассказывания» ( 3 часа).

Раздел 5. « Сборники детского игрового фольклора народов мира» ( 6 часов).

Раздел 6. « Детская авторская поэзия и проза» ( 6 часов).

Раздел 7. « Детский эпический рассказ с героем – сверстником» ( 6 часов)

Раздел 8. « Поэзия русской природы» ( 5 часов).

Раздел 9. « Итоговое занятие» ( 1 час).

Цели программы

Цель кружковых занятий – обучение учащихся умениями выразительного чтения и рассказывания литературных произведений разных жанров и стилей, обеспечивая целостность их восприятия, читательское, речевое развитие и нравственно – эстетическое воспитание учащихся.

Результат программы

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть знаниями:

- об основах техники выразительного чтения и рассказывания: правильность дыхания, качество голоса, дикция;

- о логике выразительной речи;

- об исполнительском анализе;

- о партитурных знаках;

- об особенностях чтения произведений разных жанров.

Особые условия проведения

В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:

- пересказывать текст подробно, кратко, выборочно, творчески, художественно;

- чувствовать тональность художественного текста, интонационно передавать ее;

- читать художественный текст ( отчетливая артикуляция, логические ударения, паузы, темп речи и др.);

- делать разметку текста, используя партитурные знаки;

- соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя;

- определять исполнительскую задачу;

- мотивированно оценивать собственное и чтение товарищей;

- в художественном рассказе использовать систему изобразительно- выразительных средств языка произведения;

- написание собственных сказок, стихов, рассказов.

Материально-техническая база

Интерактивная доска, аудио и видеокассеты.