Юный эколог

Формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования; изучение приемов работы с картой, статистическим материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, ее обработки и систематизации; воспитание экологической культуры.

Педагоги

Фрышкина Валентина Васильевна, учитель биологии

Содержание программы

1.Экология. Задачи и методы экологического мониторинга.
2.Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.
3.Экскурсия «Экологические объекты окружающей среды».
Основы исследовательской деятельности.
1.Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ).
2.Анкетирование, опросы, исследования «Экологическое состояние района школы».
3.Сбор и обработка информации по теме «Боль природы», создание презентаций.
4.Экскурсии: на водоемы села
5.Практические работы: Определение пылевого загрязнения территории села и микрорайона школы;
6.Определение шумового загрязнения территории села и микрорайона школы;
7.Реферативные: Экологический мониторинг. Методы исследования. Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека
Антропогенное воздействие на биосферу
1.Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия).
2.Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту.
3.Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.).
4.Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.
5.Реферативные: Радиоактивное загрязнение. Что это такое?
6.Мифы и реальность Чернобыля.
7.Беда всегда рядом. Беседа.
Антропогенное влияние на атмосферу
1.Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха
2.Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое.
3.Определение запыленности зимой; рассматривание пыли под микроскопом; определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.
Антропогенное влияние на гидросферу
1.Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение.
2.Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды.
3.Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.
4.Экскурсии к водоему. «Описание водоема». "Влияние выбросов на экологическое состояние водоема".
5.Оценка экологического состояния родников села.
Антропогенное влияние на литосферу
1.Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв.
2.Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).
3.Экологические последствия загрязнения литосферы. Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок.
Биоиндикация
1.Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния.


2.Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)
3.Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски и др.
Заключительное занятие
1.Подготовка, проведение работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год.

Цели программы

Использовать знания о географических, экологических явлениях в повседневной жизни, соблюдение норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Результат программы

Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты.

Особые условия проведения

Прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

Материально-техническая база

Кабинет, мини лаборатория, дидактический материал.