«Занимательная математика»

Программа «Занимательная математика» является программой дополнительного образования детей в возрасте 11 – 12 лет.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Разработанная программа «Занимательная математика» для 5 – 6 классов основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, обучение демонстрации фокусов, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включённых в программу, способствует развитию речи учащихся.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что изучение занимательного материала способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение занимательным материалом и умелое его использование на практике помогает разбираться с различными сторонами нашей жизни.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом тенденций развития познавательной и творческой активности учащихся нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В нее включены задания, которые направлены на развитие аналитического мышления и зрительной памяти. За основу программы взята примерная (типовая) программа дополнительного образования по математике.

Цель программы: способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

· сформировать приемы решения задач – от самых простых до более сложных;

· освоить понятие о математических отношениях;

· освоить приемы передачи условия задачи;

· изучить основные приемы решения задач.

Развивающие:

· развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;

· развить способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

· развить умение анализировать свое решение задачи в процессе работы, сравнивая его с работами других учащихся.

Воспитательные:

· воспитывать аккуратность;

· воспитывать терпение, наблюдательность, умение доводить работу до конца;

· воспитывать интерес к занятию математикой.

Отличительной особенностью данной программы является ее обогащение большим количеством задач, что способствует всестороннему развитию мышления учащихся.

Программа «Занимательная математика» адресована для обучающихся 5-6 классов (в возрасте 11 – 12 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Состав группы постоянный, набор в группу свободный.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности:

По окончании учащийся должен знать:

· историю возникновения математических символов;

· различные системы счисления (мер и весов, денег, времени и т. д.);

· биографии выдающихся математиков;

· о применении математики в изучении окружающего мира;

По окончании учащийся должен уметь:

· пользоваться математическими символами и системами счисления;

· принимать рациональные решения в различных сферах;

· применять теоретические знания при решении задач;

· расшифровывать простейшие математические ребусы;

· показывать математические фокусы.

Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Диагностика проводится после изучения каждой темы с применением рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

· итоговые контрольные работы;

· тестирования;

· выпуск газет;

· участие в конкурсах и олимпиадах;

· ежегодная внутришкольная отчетная выставка.

Итогом реализации программы «Занимательная математика» могут служить: успешное участие в международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», создание предпосылок для успешных выступлений в дальнейшем на олимпиадах всех уровней.

Педагоги

Дугарова Надежда Ильинична

Содержание программы

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 


Раздел


Количество часов

Теория Практика Всего
1
Старинные системы записи чисел

 


1

 


3

 


4

 


2
Числа великаны


1


3


4
3
Четыре действия арифметики
1
3

 


4
4
Открытие нуля
1

 


3

 


4

 


5
История линейки


1

 


3

 


4
6
Как появились меры длины. Как измеряли на Руси


1
3
4
7
Возникновение денег


1
3
4
8
Денежная система в Древней Руси


1
3
4
9
Как люди научились измерять время
1
3
4
10
Изобретение календаря
1
3
4
11
Из истории мер массы. Система мер русского народа


1
3
4
12
Происхождение метрической системы мер
1
1
2
13
Знаменитые математики
1
5
6
14
Происхождение дробей


1
3
4
15
Из истории цифры 7


1
1
2
16
Покорение космоса и математика


1
3
4
17
Математика и наша область
1
3
4
18
Математика и здоровье человека


1
3
4
19
Геометрия – значит «земледелие»


1
3
4
20
Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости многоугольниками
1
3
4
21
Задачи на смекалку


1
3
4
22
Бережливость дороже богатства


1
3
4
23
Земля – кормилица


1
3
4

24

Экономика и математика

1

3

4
25
Решение геометрических головоломок.


1
3
4
26
Числовые ребусы. Восстановление записей вычислений. Логические рассуждения при восстановлении записей.


1
5
6
27
Основные приемы решения математических ребусов.


1
3
4
28
Решение ребусов с целиком зашифрованной записью, с частично зашифрованной записью


2
4
6
29
Фокусы с предсказанием результатов действий. Фокусы с отгадыванием чисел.


2
4
6
30
Фокусы, основанные на быстром счете. Фокусы, основанные на свойствах числа 9.


2
4
6
31
Демонстрация фокусов с последующим объяснением их секрета. Обучение демонстрации фокусов.


1
7
8
32
Решение задач международной математической игры-конкурса

«Кенгуру»



6
6
33
Обобщение «Математика вокруг нас»


1
3
4

Итого:


35
109
144

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы: способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе.

Результат программы

Ожидаемый результат и способы определения их результативности:

По окончании учащийся должен знать:

· историю возникновения математических символов;

· различные системы счисления (мер и весов, денег, времени и т. д.);

· биографии выдающихся математиков;

· о применении математики в изучении окружающего мира;

По окончании учащийся должен уметь:

· пользоваться математическими символами и системами счисления;

· принимать рациональные решения в различных сферах;

· применять теоретические знания при решении задач;

· расшифровывать простейшие математические ребусы;

· показывать математические фокусы.

Материально-техническая база

 

Материально-техническое обеспечение


-Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, интерактивная доска, медиапроектор, классная доска, мел.

 

- Стеллажи для хранения дидактических материалов. Плакатница для хранения детских работ;

 

- Инструменты и приспособления: магниты, канцелярские принадлежности, указка, измерительные приборы;

 

- Материалы: ватман, цветные карандаши, палочки, цветная бумага, альбомы;

 

- Электронные средства обучения: презентации по темам, электронные энциклопедии.