«Юный химик»

Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает ее от остальных естественных и гуманитарных наук. М. Бертло

Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение становится основой для познания окружающего мира.

Не увлекаясь высокими теориями, абсолютными понятиями и моделями, без перегрузки, курс «Юный химик» позволяет занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них.

В отличие от других подобных курсов, курс «Юный химик» не является системным, в нем не ставится задача формирования системы химических понятий, знаний и умений, раннего изучения основ химии. Предлагаемый курс ориентирован на знакомство и объяснение химических явлений, часто встречающихся в быту, свойств веществ, которые стоят дома на полках и в аптечке. Химические термины и понятия вводятся по мере необходимости объяснить то или иное явление.

Рабочая программа курса «Юный химик» разработана на основе следующих нормативных документов:

· Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

· Основной образовательной программы ОУ.

в программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Педагоги

Шараева Алла Сергеевна

Содержание программы

1. Введение. (6 часа)

Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов

2. Как устроены вещества? (Опыты, доказывающие движение и взаимодействие
частиц) (4 часа)

Наблюдения за каплями воды? Наблюдения за каплями валерианы. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде

3. «Чудеса для разминки» (10 часов)

Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания. Знакомство с углекислым газом. Проектная работа «Природные индикаторы»

4. «Разноцветные чудеса» (18 часов)

Химическая радуга (Определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки. Секрет тайнописи

5. Полезные чудеса (16 часов)

Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаляем ржавчину

1. Поучительные чудеса (6 часа) Кристаллы. Опыты с желатином. Каучук

2. Летние чудеса (6 часа)

Акварельные краски. Окрашиваем нити. Катализаторы и природные ингибиторы. Игра – квест «Путешествие в страну Химию»

8. Сладкие чудеса на кухне (12 часов)

Сахара. Получение искусственного меда. Домашние леденцы. Определение глюкозы в овощах и фруктах. Почему неспелые яблоки кислые? Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей

9. Чудеса Интернета (4 часа)

Сбор материала для проектной работы

10.Исследовательские чудеса (36 часов)

Практикум – исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека». Практикум – исследование «Мороженое». Защита проекта «О пользе и вреде мороженого». Практикум – исследование «Шоколад». Защита проекта «О пользе и вреде шоколада». Практикум – исследование «Жевательная резинка». Защита проектов «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?». Модуль «Химия напитков». Тайны воды, (презентация). Практикум – исследование «Газированные напитки»

Защита проекта «Влияние газированных напитков на здоровье человека». Практикум исследование «Чай». Защита проекта «Полезные свойства чая». Практикум исследование «Молоко». Модуль «Моющие средства для посуды». Практикум исследование «Моющие средства для посуды». Занятие – игра «Мыльные пузыри»

11. Экологические чудеса (8 часа)

Изучаем пыль. Определение нитратов в овощах. Фильтруем загрязненную воду. Кислотные дожди

12. Интеллектуальные чудеса (8 часа)

Химические ребусы, шарады. Занимательные опыты и их объяснение. Игра –квест «Путешествие Умелки в мир веществ»

 

Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет использоваться национальный компонент (например, проектная работа «Природные индикаторы» (получение индикаторов из растений, произрастающих на территории города); определение жесткости воды; приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля);

- опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела);

- опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки);

- опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука);

в разделе «Исследовательские чудеса» объектом исследования является чипсы, газированные напитки, молоко, мороженое, моющие средства, определение нитратов в овощах, произрастающих на огороде)

Цели программы

Цели изучения курса «Юный химик»:

· Формирование естественно-научного мировоззрения школьников.

· Ознакомление с объектами материального мира

· Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений и поиска, анализа и использования знаний).

· Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.

· Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».

Результат программы

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы
Обучающийся получит возможность для формирования
Внутренняя позиция школьника
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

· развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Ученик научится


Ученик получит возможность научиться


Умение анализировать объекты с целью выделения признаков


анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Умение выбрать основание для сравнения объектов

сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии


Умение выбрать основание для классификации

проводит классификацию по заданным критериям


осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях


строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей
Умение определять последовательность событий









устанавливать последовательность событий
устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы
Умение определять последовательность действий
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и самостоятельно представлять информацию в неявном

Материально-техническая база

Наглядные пособия по курсу.

· видеоуроки по темам курса;

· ЭОРы по темам курса;

· инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;

· раздаточный материал для освоения разделов курса.

· диски с занимательными опытами и обучающие мультфильмы по химии

· химическое оборудование для проведения опытов

· химические реактивы

 

Занятия проводятся в кабинете химии, снабженном вытяжным шкафом, мойкой с горячей и холодной водой, аптечкой для оказания первой медицинской помощи