Шахматы и шашки

В целях пропаганды шахмат, шашек среди других учащихся проводятся:

·  школьные шахматные, шашечные турниры как личное, так и командное первенство;

· товарищеские встречи с учащимися других школ;

· сеансы одновременной игры;

· блиц – турниры;

· встречи с родителями шахматистами, шашистами, проведение соревнований между ним;

· участие в районных соревнованиях и подготовка к ним.

Педагоги

Будаева Любовь Данзановна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

Программа 1 года обучения.

1. Правила. Доска, фигуры, запись ходов. 2 ч.

2. Начало партии. 5 ч.

3. Мат одинокому королю. 5 ч.

4. Пешечное окончание. 2 ч.

5. Мат в один ход. 5 ч.

6. Обучающие шахматные игры. 13 ч.

7. История шахмат. 1 ч.

8. Решение задач и обучающие игры. 1 ч.

Всего: 34 часа.

Программа 2 года обучения.

1. Обучающие шахматные игры. 10 ч.

2. Тактика. Комбинации. 5 ч.

3. Типичные атаки на короля. 10 ч.

4. Эндшпиль. 5 ч.

5. Элементы миттельшпиля. 2 ч.

6. История шахмат. 1 ч.

7. Турниры. 1 ч.

Всего: 34 часа.

Программа 3 года обучения.

1. Тактика. Комбинации. 10 ч.

· Коневые.

· Пешечные.

· Тяжелых фигур.

· Комбинации, основанные на взаимодействии фигур.

· Завлечение.

· Блокировка.

2. Типичные методы атаки на короля. 13 ч.

3. Эндшпиль. 5 ч.

4. Элементы миттельшпиля. 5 ч.

5. Турниры, соревнования. 1 ч.

Всего: 34 часа.

Программа 4 года обучения.

1. Тактика. Комбинации. 10 ч.

· Перегрузка.

· Отвлечение.

· Освобождение поля.

· Освобождение линии.

· Перекрытие.

· Уничтожение защиты.

· Захват пункта.

· Разрушение.

· Промежуточный ход.

· Ничейные комбинации.

· Ловушки.

2. Типичные атаки на короля. 10 ч.

3. Эндшпиль. 5 ч.

4. Элементы миттельшпиля. 5 ч.

5. История шахмат. 3 ч.

6. Турниры, соревнования. 1 ч.

Всего: 34 часа.

Цели программы

Удовлетворение образовательных потребностей и воспитание всесторонне развитого человека, умеющего культурно проводить свой досуг, обеспечение условий саморазвития личности. Заинтересовать и научить играть в шахматы, шашки как можно больше учащихся. Повысить их спортивное мастерство, квалификацию.

Результат программы

К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

· Шахматные термины.

· Шахматную доску.

· Название шахматных фигур.

· Рокировка.

· Шах.

· Пат. Ничья.

- должны уметь:

· Правильно располагать доску.

· Ориентироваться на шахматной доске.

· Правильно расставлять фигуры.

· Играть правильно каждой фигурой и в совокупности с другими фигурами.

· Делать рокировку.

· Объявлять шах.

· Защищать короля от шаха.

· Решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

· Название пешек (ладейная, коневая, слоновая, королевская, ферзевая).

· Превращение пешек.

· Тяжелые фигуры.

· Слоны (белопольные, чернопольные, одноцветные, разноцветные).

· Качество.

· Связка.

· Вилка.

· Варианты ничьей.

· Правила рокировки.

· Материальный перевес.

· Борьба за центр.

· Правила дебюта.

· Открытый шах.

· Двойной шах.

· Двойной удар.

- должны уметь:

· Атаковать неприятельскую фигуру.

· Уметь защищать фигуру.

· Выигрывать фигуру.

· Отличать пат от мата.

· Разыгрывать дебют.

· Вводить в игру легкие фигуры.

· Беречь пешки, ферзя.

· Захватывать и контролировать центральные поля.

· Делать мат одинокому королю двумя ладьями.

· Мат королем и ладьей.

· Делать пешечные окончания.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

· Некоторые тактические приемы – комбинации.

· Типичные методы атаки на короля.

· Типичные окончания.

- должны уметь:

· Атаковать на фигуры.

· Уметь защищать фигуры.

· Выигрывать фигуры.

· Ставить мат.

· Разыгрывать дебют.

· Вводить в игру легкие фигуры.

· Беречь фигуры.

· Захватывать и контролировать центральные поля.

· Делать мат одинокому королю двумя ладьями.

· Мат королем и ладьей.

· Делать пешечные окончания.

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

· Некоторые тактические приемы.

· Типичные методы атаки на короля.

· Типичные окончания.

· Соревнования личные и командные. Матчи.

· Порядок их проведения. Таблицы очередности игры в соревнованиях.

- должны уметь:

· Атаковать на фигуры.

· Уметь защищать фигуры, короля.

· Выигрывать фигуры.

· Ставить мат.

· Разыгрывать дебют.

· Вводить в игру легкие фигуры.

· Беречь фигуры.

· Захватывать и контролировать центральные поля.

· Делать мат одинокому королю королем и ладьей.

· Делать мат одинокому королю королем и ферзем.

· Ставить мат разными фигурами.

Материально-техническая база

- шахматы – 15

-шахматные часы − 2

- шахматные демонстративные доски – 1

- шахматные книги - 6