Шахматы и шашки
В целях пропаганды шахмат, шашек среди других учащихся проводятся:
· школьные шахматные, шашечные турниры как личное, так и командное первенство;
· товарищеские встречи с учащимися других школ;
· сеансы одновременной игры;
· блиц – турниры;
· встречи с родителями шахматистами, шашистами, проведение соревнований между ним;
· участие в районных соревнованиях и подготовка к ним.
Педагоги
Будаева Любовь Данзановна, педагог дополнительного образования
Содержание программы
Программа 1 года обучения.
1. Правила. Доска, фигуры, запись ходов. 2 ч.
2. Начало партии. 5 ч.
3. Мат одинокому королю. 5 ч.
4. Пешечное окончание. 2 ч.
5. Мат в один ход. 5 ч.
6. Обучающие шахматные игры. 13 ч.
7. История шахмат. 1 ч.
8. Решение задач и обучающие игры. 1 ч.
Всего: 34 часа.
Программа 2 года обучения.
1. Обучающие шахматные игры. 10 ч.
2. Тактика. Комбинации. 5 ч.
3. Типичные атаки на короля. 10 ч.
4. Эндшпиль. 5 ч.
5. Элементы миттельшпиля. 2 ч.
6. История шахмат. 1 ч.
7. Турниры. 1 ч.
Всего: 34 часа.
Программа 3 года обучения.
1. Тактика. Комбинации. 10 ч.
· Коневые.
· Пешечные.
· Тяжелых фигур.
· Комбинации, основанные на взаимодействии фигур.
· Завлечение.
· Блокировка.
2. Типичные методы атаки на короля. 13 ч.
3. Эндшпиль. 5 ч.
4. Элементы миттельшпиля. 5 ч.
5. Турниры, соревнования. 1 ч.
Всего: 34 часа.
Программа 4 года обучения.
1. Тактика. Комбинации. 10 ч.
· Перегрузка.
· Отвлечение.
· Освобождение поля.
· Освобождение линии.
· Перекрытие.
· Уничтожение защиты.
· Захват пункта.
· Разрушение.
· Промежуточный ход.
· Ничейные комбинации.
· Ловушки.
2. Типичные атаки на короля. 10 ч.
3. Эндшпиль. 5 ч.
4. Элементы миттельшпиля. 5 ч.
5. История шахмат. 3 ч.
6. Турниры, соревнования. 1 ч.
Всего: 34 часа.
Цели программы
Удовлетворение образовательных потребностей и воспитание всесторонне развитого человека, умеющего культурно проводить свой досуг, обеспечение условий саморазвития личности. Заинтересовать и научить играть в шахматы, шашки как можно больше учащихся. Повысить их спортивное мастерство, квалификацию.
Результат программы
К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:
· Шахматные термины.
· Шахматную доску.
· Название шахматных фигур.
· Рокировка.
· Шах.
· Пат. Ничья.
- должны уметь:
· Правильно располагать доску.
· Ориентироваться на шахматной доске.
· Правильно расставлять фигуры.
· Играть правильно каждой фигурой и в совокупности с другими фигурами.
· Делать рокировку.
· Объявлять шах.
· Защищать короля от шаха.
· Решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
· Название пешек (ладейная, коневая, слоновая, королевская, ферзевая).
· Превращение пешек.
· Тяжелые фигуры.
· Слоны (белопольные, чернопольные, одноцветные, разноцветные).
· Качество.
· Связка.
· Вилка.
· Варианты ничьей.
· Правила рокировки.
· Материальный перевес.
· Борьба за центр.
· Правила дебюта.
· Открытый шах.
· Двойной шах.
· Двойной удар.
- должны уметь:
· Атаковать неприятельскую фигуру.
· Уметь защищать фигуру.
· Выигрывать фигуру.
· Отличать пат от мата.
· Разыгрывать дебют.
· Вводить в игру легкие фигуры.
· Беречь пешки, ферзя.
· Захватывать и контролировать центральные поля.
· Делать мат одинокому королю двумя ладьями.
· Мат королем и ладьей.
· Делать пешечные окончания.
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
· Некоторые тактические приемы – комбинации.
· Типичные методы атаки на короля.
· Типичные окончания.
- должны уметь:
· Атаковать на фигуры.
· Уметь защищать фигуры.
· Выигрывать фигуры.
· Ставить мат.
· Разыгрывать дебют.
· Вводить в игру легкие фигуры.
· Беречь фигуры.
· Захватывать и контролировать центральные поля.
· Делать мат одинокому королю двумя ладьями.
· Мат королем и ладьей.
· Делать пешечные окончания.
К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:
· Некоторые тактические приемы.
· Типичные методы атаки на короля.
· Типичные окончания.
· Соревнования личные и командные. Матчи.
· Порядок их проведения. Таблицы очередности игры в соревнованиях.
- должны уметь:
· Атаковать на фигуры.
· Уметь защищать фигуры, короля.
· Выигрывать фигуры.
· Ставить мат.
· Разыгрывать дебют.
· Вводить в игру легкие фигуры.
· Беречь фигуры.
· Захватывать и контролировать центральные поля.
· Делать мат одинокому королю королем и ладьей.
· Делать мат одинокому королю королем и ферзем.
· Ставить мат разными фигурами.
Материально-техническая база
- шахматы – 15
-шахматные часы − 2
- шахматные демонстративные доски – 1
- шахматные книги - 6