Народное творчество

У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства- творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции- святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, в его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету.

Цель кружка: пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского детского фольклора.

Задачи кружка:

  • образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.
  • развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
  • воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Педагоги

Кожевникова Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования, высшая категория.

Содержание программы

 1. Знакомство с детьми, инструктаж по ТБ

Старинный русский быт

2. Одежда. Традиционный костюм.

-познакомить с особенностями крестьянской одежды;

-ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

3. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

-разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)

Русские народные праздники

4. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
5. Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

- разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

-познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

-изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

-нарисовать картину на тему «Рождество»

6. Весна- веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха.

- воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

- разучить песни и игры;

- разучить игры с катанием пасхальных яиц;

- нарисовать картину на тему «Масленица»

7. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

-разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

-научиться плести венки;

-нарисовать картину на тему «Лето красное»

Русские народные куклы

8. История куклы.

- Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
9. Кукла на картонной основе.

- Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.

- Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

Русские народные игры

10. Наиболее популярные детские игры.

-разучить несколько игр (прятки, гуси- лебеди, коршун, бояре и др).

Народные песни, загадки, пословицы

11. Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

-разучить насколько песенок, считалок;

-научиться разгадывать загадки.

Народные танцы

12. Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

-разучить хороводы, игры- хороводы.
13. Заключительный

-выставка выполненных работ; концерт.

-обобщение пройденных тем.

Цели программы

Пробудить у обучающихся живой интерес к изучению русского

детского фольклора.

Результат программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
  • формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
  • формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Особые условия проведения

Бесплатное обучение

Материально-техническая база

Компьютер, проектор, наглядные материалы, оформлены методические разработки