«Вокальное пение»

Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение – прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.

Пение – активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма. Основываясь на естественном желании детей и подростков заниматься пением, и, направив данные занятия в нужное русло, возможно обучить учащихся правильному, свободному, красивому пению и воспитать музыкальный вкус, являющемуся одной из граней развития ребенка в целом.

Педагоги

Фандикова Светлана Владимировна- учитель музыки.

Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 


1 год обучения

1.Вводное занятие. Ансамблевое и сольное пение-1ч.


2.Певческое дыхание-4ч.


3.Единая певческая позиция-5ч.

4.Звукообразование. Формирование гласных звуков.-5ч.

5.Звуковедение. Фразировка-3ч.

6.Дикция-2ч.

7.Штрихи в пении. Пение legato, staccato-2ч.

8.Динамические оттенки в пении-2ч.

9.Ансамбль. Единое ансамблевое звучание-2ч.

10.Строй в ансамбле. Выстраивание унисона с мелодической линией в аккомпанементе-6ч.

11.Особенности драматургического развития. Художественный образ-2ч.

12.Работа с микрофоном. Пение под фонограмму-2ч.

13Подведение итогов-1ч

Итого:35ч.

Цели программы

Создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся и их самореализации в процессе музыкально-вокальной деятельности.

Результат программы

В результате обучения пению в вокальной ансамбле воспитанник должен:

знать, понимать:

– строение артикуляционного аппарата;

– особенности и возможности певческого голоса;

– гигиену певческого голоса;

– понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

– понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

– основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

– правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

– петь короткие фразы на одном дыхании;

– в подвижных песнях делать быстрый вдох;

– петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

– петь легким звуком, без напряжения;

– на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

– уметь делать распевку;

– к концу года спеть выразительно, осмысленно.

 

К концу 1 года года учащиеся должны добиться следующих результатов:

 

- знать основы гармонии

- овладеть основами певческого дыхания;

- овладеть умением выстраивать унисон;

- исполнять одноголосные произведения.

 

Особые условия проведения

Программа кружка «Вокальное пение » предназначена для детей и подростков 10-15 лет.

При прослушивании выявляются музыкальные способности детей и подростков на данном этапе, а именно: интонационное чувство, чувство ритма, музыкальная память, природные голосовые данные. Возрастные особенности так же учитываются при прослушивании, так как имеют прямую связь с развитием музыкальных способностей, которые, безусловно, необходимо развивать как можно с более раннего возраста с одной стороны, а с другой – в более старшем возрасте голосовой аппарат уже достаточно сформирован и развит, что так же имеет свое положительное значение в процессе занятий. Необходимо также помнить, что голосовой аппарат у школьников еще не совсем сформирован и ребенок не может зачастую повторить музыкальную фразу не из-за отсутствия музыкального слуха, а из-за еще недостаточно развитой координации между слухом и голосом. Важным фактором при отборе является желание ребенка заниматься в коллективе. Практика показала, что ребята, которые начали заниматься пением с большим желанием и энтузиазмом, и не обладающие первоначально достаточными способностями, достигли поразительных результатов в процессе занятий, опередив тех, кто был более одарен природой. Таким образом, на основе вышеперечисленных факторов происходит формирование групп. Возможен приём в течение года.

 

Материально-техническая база

1.Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор).

2.Фонограммы.

3.Технические средства: музыкальный центр, микрофон, компьютер, DVD.

4.Аудиозаписи, СД, другие музыкальные инструменты, видеозаписи, фотоматериалы, тематическая литература.

5.Нотный материал.