«В мире прекрасного»

В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «В мире прекрасного» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Актуальность – курс внеурочной деятельности «В мире прекрасного» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к обязанностям человека, обучения учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка и представлен в программе следующими содержательными линиями:

Искусство хороших манер

Правила этикета

Путешествие в страну Добра и Красоты

Путешествие в мир Музыки

Жил-был художник

В мире поэзии

Рабочая программа «В мире прекрасного» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Педагоги

Старицына Татьяна Александровна - учитель начальных классов высшей категории

Содержание программы

Систематический курс представлен в программе следующими содержательными линиями:

Искусство хороших манер

Правила этикета

Путешествие в страну Добра и Красоты

Путешествие в мир Музыки

Жил-был художник

В мире поэзии

Курс внеурочной программы «В мире прекрасного» начинается с истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах.

Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение знаменитых произведений культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ.

Раздел «Жил-был художник». Учащиеся получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России

Раздел «В мире поэзии» посвященный воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу; посещение библиотеки.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков.

Цели программы

Цели внеурочного планирования программы «В мире прекрасного»: содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

Задачи:

-сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде;

- сформировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать;

- развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности;

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

- воспитать духовно–нравственные качества личности.

Результат программы

Предполагаемые результаты программы «В мире прекрасного»

Первый уровень (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых социальных знаний об устройстве общества и правил поведения в нем. Знакомство с мировой художественной культурой. Результат проявляется в понимании учащимися элементарных правил поведения, общения людей.

Второй уровень (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в формировании основ правил поведения, живописи, музыки, поэзии, а также систематизации информации и оформлении работ.

Третий уровень (4 класс) получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным и культурным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде ( в форме концертов, выставок и т.д.)

Особые условия проведения

Программа «В мире прекрасного» разработана для 1 – 4 класса начальной школы. Возраст участников – 6 −11 лет.

Формы организации творческого коллектива могут быть разными: работа по группам, индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Материально-техническая база

Учебный кабинет.

Репродукции картин, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов, презентации

CD, DVD диски; ноутбук, проектор.

Учебно-методическая литература.

Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.
Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, – 203 с.
Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.
Корчинова О.В. Детский этикет ( серия «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] – М.: Просвещение, 2010.
Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто-логос, 1998. – 88с.
Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.
Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.
Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.
Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова.Ростов-на-Дону,Феникс, 2009г.
Статьи:

Архипова Е. Конспекты музкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996. – № 5;
Белокурова Г. В царстве вежливых наук // – 2003. – № 2 – с. 71-78;
Елизарова Е. и др. Путешествие в страну этикета// Дошкольное воспитание. 1999. – 311. – с. 58;
Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. – 2000 – № 12. – с. 6 −21ж.