Юные умники и умницы

     Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и способствует формированию готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

     Главная идея проектной деятельности – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом дает учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа деятельности, развивает следующие учебные навыки:

  • мыслительные – обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
  • исследовательские – направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
  • коммуникативные – направлены на формирование у ребенка умения говорить, слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать свое мнение или принимать точку зрения и советы других.
  • социальные – предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Ребенок обучается строить взаимоотношения в обществе, в коллективе, со сверстниками.

     Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.

Педагоги

Овчинникова Наталья Иннокентьевна, преподаватель начальных классов.

Содержание программы

     Программа состоит из четырех развивающих модулей:

1. Развитие познавательной сферы;

2. Формирование исследовательских умений;

3. Исследовательская практика;

4. Защита проектов исследовательской работы.

     В ходе освоения первого модуля проводится психологический тренинг-игра по самооценке возможностей учащегося, происходит самостоятельный выбор темы проекта, рассматриваются возможные трудности в его реализации и пути их преодоления.

     Второй модуль включает в себя практикумы по составлению плана действий, выдвижению гипотез исследования, ролевую игру "Как распределить роли в проектной группе", также учащийся ознакомится с правилами оформления научной работы, ознакомится с понятием "моделирование" и проведет микроисследование на заданную тему.

     Третий модуль направлен на реализацию нескольких мини проектов (парных или групповых), направленных на обучение ребенка работе по сбору, анализу, классификации информации. Учащиеся разрабатывают проекты исторической, экологической и пр. направленности, готовят рекламный групповой проект.

     Четвертый модуль - подготовка и проведение итоговой научно-практической конференции в рамках группы. 

     В ходе освоения программы целенаправленно формируются универсальные учебные действия, такие как: проектировочные, исследовательские, информационные, коммуникативные, презентационные и другие.

Цели программы

     Целью данной программы является приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самопознания, о способах нахождения и обработки информации.

Результат программы

     В результате освоения данной программы обучающийся будет знать:

  • основные особенности и условия проведения исследовательской работы;
  • общие правила защиты проекта, правила оформления реферата;
  • способы хранения информации;
  • понятия "социологический опрос", "микроисследование", "рекламный проект";
  • что такое учебное сотрудничество;
  • способы преодоления трудностей в реализации научного проекта.

     Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно предлагать идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской работы, выдвигать гипотезы исследования, указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • выбирать пути решения задач исследования;
  • составлять план совместных действий коллективного исследования;
  • адекватно выбирать роль в коллективном деле;
  • презентовать свою работу, участвовать в обсуждении, коллективной оценочной деятельности.

Особые условия проведения

     Программа рассчитана на учащихся младших классов. Ограничений по каким-либо другим признакам не имеет.