Палаточный лагерь «Ойкумена»

Палаточный лагерь «Ойкумена» организован МАОУ «Средней общеобразовательной школой № 60 социальной адаптации детей-инвалидов» г. Улан-Удэ в 2000 г. с целью оздоровления и трудовой занятости детей с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом и физически здоровыми детьми города Улан-Удэ и республики Бурятия. При разработке программы лагеря большое внимание уделялось интересам и потребностям учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности их стремление к самореализации в общественно полезной деятельности и социальной адаптации. Поскольку особенности заболевания наших воспитанников не всегда позволяют проходить курс оздоровления в летний период на базе стационарных оздоровительных лагерях и санаториях.

Программа лагеря направлена на создание инклюзивного здоровьесберегающего пространства, которое дает возможность:

• самоутверждению личности ребенка с ОВЗ в обществе.

• самоопределению личности ребенка с ОВЗ;

• адекватному отношению общества к детям с ОВЗ.

Палаточный лагерь «Ойкумена» располагается на берегу оз. Байкал вблизи п. Горячинск.

Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах с наполняемостью смены 90-100 человек.

Педагоги

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

  • Координаторы смены:
  • начальник лагеря - заместитель директора по социальной работе и охране прав детства;
  • старший воспитатель;
  • медицинский работник (по договору);
  • водитель

Кураторы отрядов:

  • организатор;
  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
  • логопед
  • инструктор АФК
  • инструктор по плаванию (по договору)
  • хореограф
  • педагоги дополнительного образования

Содержание программы

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ в палаточном лагере «Ойкумена»

1. Экологическое воспитание и образование детей и подростков.

Сущностью предлагаемого данным модулем подхода является проведение со школьниками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в летний период, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Идеальным при проведении полевых экологических практикумов является также временное проживание детей как можно ближе к природе – в полевом палаточном лагере. Благодаря этому происходит недостижимое в других условиях «погружение» учащихся в предмет, в детях проявляются иные, ранее нераскрытые возможности.

Таким образом, модуль представляет собой не только программу экологического образования, но также и программу экологического воспитания детей.

2. Физкультурно-оздоровительный модуль

Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. Родители многих детей ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание, основы массажа и др. Находясь в лагере, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления физкультурно-оздоровительного модуля является формирование потребности в здоровом образе жизни. Досуговая деятельность направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

3. Гражданско-патриотический модуль

Организация гражданско- патриотического воспитания подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития чувства патриотизма к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Именно с этой целью воспитательная работа в палаточном лагере направлена на развитие личности – гражданина, патриота своей Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

4. Художественно – творческое направление

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Формы организации художественно-творческой деятельности: изобразительное искусство, творческие конкурсы, концерты, праздники и выставки (рисунков, поделок и т.д.) в рамках работы в творческих группах: «Наши таланты», «Умелые ручки», «Журналистика».

5. Трудовое направление.

Трудовое направление способствует воспитанию трудолюбия и формированию практических трудовых навыков. Каждый день в лагере включает в себя различные виды работ, а именно: уборка в палатках и территории лагеря, поддерживание огня в костре, дежурство в столовой, помощь младшим ребятам.

Цели программы

создание условий для всестороннего развития личности ребенка, совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, приобретение навыков самостоятельной деятельности на базе палаточного лагеря.

Результат программы

· Внедрение эффективных форм организации труда и отдыха, оздоровления и летней занятости детей.

· Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.

· Формирование умений и навыков, приобретение жизненного опыта, адекватного поведения.

· Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребёнка.

· Укрепление здоровья детей.

· Расширение социального опыта.

· Формирование коммуникативных навыков и организационных способностей.

· Сплочение детского коллектива.

· Формирование потребности в ведении ЗОЖ.

· Приобщение детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Особые условия проведения

Проживание в армейских брезентовых палатка на берегу озера Байкал.

Материально-техническая база

1. Жилой блок общим количеством на 120 мест для учащихся и педагогов брезентовые армейские палатки.

2. Хозяйственно–бытовой блок (баня, помещения для хранения продуктов питания, хозяйственных инструментов, столовая).

3. Медицинский пункт и изолятор.

4. Культурно-оздоровительный комплекс (культурно-досуговая площадка, спортивная площадка, оздоровительная дорожка).

5. Пляжный комплекс: зона купания, зона для воздушных ванн и игр.

6. Научно–исследовательская станция (помещения для работы с гербарным материалом, мини–лабораториями «Пчелка», «Архимед», хранилище материалов, инструментов).