Гимнастика для ума

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д.

Хорошее внимание, память, – важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации.

Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

Содержание программы

2класс

 

№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
1.1
Введение в программу.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
1
1.2
Начальная диагностика и тестирование.
1

2.1
Развивающие занятия.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова
1
2.2
Упражнения на развитие умения обобщать,анализировать,сопоставлять понятия 
1
2.3
Упражнения на развитие укмения владеть операциями анализа и синтеза
1
2.4
Упражнения на развитие зрительно -моторной координации
1
2.5
Упражнения на развитие понятийного мышления
1
2.6
Упражнения на развитие способности к классификации,абстрагированию
1
2.7
Упражнения на развитие понятийного мышления
1
2.8
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации
1
2.9
Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями
1
2.10
Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
1
2.11
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
1
2.12
Упражнения на установление связи между понятиями.
1
2.13
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
1
2.14
Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.


1
2.15
Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.
1
2.16
Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
1
2.17
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
1
2.18
Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
1
2.19
Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
1
2.20
Упражнения на установления связи между понятиями.
1
2.21
Упражнения на развитие логического мышления.
1
2.22
Упражнения на развитие зрительной памяти.
1
2.23
Упражнения на развитие зрительной памяти.
1
2.24
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
1
2.25
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
1
2.26
Упражнения на развитие логического мышления.
1
2.27
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
1
2.28
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
1
2.29
Упражнения на развитие логического мышления.
1
2.30
Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
1

3.1
Подведение итогов

Итоговая диагностика и тестирование.
1
3.2
Выставка-конкурс «Лучшая книга».
1

Цели программы

Цель программы – это диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Результат программы

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- увеличить скорость и гибкость мышления

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Материально-техническая база

Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному интеллектуальному развитию, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, на которых дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенной логике.

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Работать по данному комплекту можно на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. Данное пособие можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание интеллектуально-логическому развитию детей. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10-15 человек.

Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 30-35 минут (в 1 классе) и 40-45 минут в других классах. Всего 32 часа.