Интеллектуал

Данная дополнительная общеобразовательная программа «Математический клуб «Интеллектуал» рассчитана на обучающихся 11 – 14 лет. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и конкретизирует содержание определенных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса и выполняет две основные функции: информационно-методическую и организационно-планирующую.

Данный курс несет на себе нагрузку не только систематического развития понятия числа, выработки умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, но и научить переводить практические задачи на язык математики, дать первоначальные понятия о геометрических фигурах, подготовка обучающихся к изучению алгебры и геометрии.

Программа курса «Математический клуб «Интеллектуал» направлена на развитие одаренности у детей, углубление знаний учащихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора. Программа строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения курса обучающиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.

Педагоги

Шадрин Алексей Александрович

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. Введение. Игра. Основные положения.

Теория: Математические игры. Виды. Отличительные особенности. Игра «Крестики-нолики». Стратегия игры. Задачи, с принципом игры Великие математики. Работа в библиотеке с энциклопедиями. Командные игры. Распределение ролей в команде. Стратегия игры Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Правила игры. Стратегия. Составление вопросов для игр по теме: «Великие ученые».

Практика: 1 тур интеллектуальной игры « Что? Где? Когда?» между командами клуба

Раздел 2. Игра «Математическая биржа.

Теория: «Математическая биржа» Правила игры. Распределение ролей.

Практика: Решение задач «Математической биржи» разных лет. Составление задач для игры. Представление задач сопернику.

Раздел 3. Математические бои.

Теория: Математические бои. Правила боев. Распределение ролей. Анализ условия задачи

Практика: Математический бой среди команд группы

Раздел 4. Решение простейших занимательных задач.

Теория: Как люди научились считать. История создания чисел. Фигурные числа. Действия с фигурными числами. Числа-великаны. Коллективный счет. Загадки-смекалки. Индивидуальные олимпиады. Очные и дистанционные. Правила участия. Стратегия побед. Задача месяца. Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Занимательные задачи. Меры в пословицах.

Практика: Решение ребусов. Школьный этап Всероссийской олимпиады. Итоги и обсуждение задач школьного этапа олимпиады. Выпуск математической газеты № 1.

Раздел 5. Исторические задачи

Теория: «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. Старинные меры. Длины. Открытие нуля. Задача месяца. Устные олимпиады по математике. Правила участия. «Знакомство» с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями.

Практика: Решение задач. Выпуск математической газеты № 2.

Раздел 6. Геометрические задачи

Теория: Международный конкурс «Кенгуру». Правила участия. Решение задач. Плоские и объемные фигуры. Задачи на развертки фигур. Задачи на раскраску

Практика: Выпуск математической газеты № 3.

Раздел 7. Простейшие интеллектуальные задачи.

Теория: Оптические иллюзии. Пифагорова головоломка. Древнегреческие задачи. Задачи Пифагора «гномоны». Геометрические задачи Архимеда (задача о соотношение площадей вписанного и описанного круга и квадрата). Лабиринты. Игры – лабиринты.

Практика: Составление вопросов к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». «Что? Где? Когда?» первенство клуба.

8. Работа со специальной литературой.

Теория: Энциклопедия. Правила работы. Библиотека. Как работать с литературой в библиотеке. Краткая биография великих ученых. Известные высказывания великих людей.

Практика: «Математическая биржа» по теме: «Великие ученые».

Раздел 9. Компетентностные задачи в командных играх.

Теория: Математическая игра «Математика. Компетентность. Успех». Правила игры.

Практика: Решение компетентностных задач. Решение задач с межпредметным содержанием (география, математика). Решение задач с межпредметным содержанием (химия, математика, биология). Решение задач с межпредметным содержанием (физика, математика, информатика).

Раздел 10. Решение простейших занимательных задач.

Теория: Простейшие занимательные задачи. Ключ к угадыванию цифры. Ребусы. Ищем необычное в обычных числах. Математические софизмы. Задача месяца. Математические головоломки.

 

 

Раздел 7. Задачи на проценты и части.

Теория: Задачи на простые проценты, части. Сложный процент. Решение экономических задач.«Банковский» процент. Задачи на процентное содержание в смеси и сплавах.

Раздел 8. Конструктивные задачи.

Теория: Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки. Задачи на построение примера.

Раздел 9. Криптография.

Теория: Из истории криптографии. Основные понятия криптографии. Простейшие задачи. Классические шифры. Атака на шифр. Стойкость шифра. Матричный способ шифрования. Шифр Кардано

Раздел 10. Комбинаторные задачи.

Теория: Понятие множества. Операции над множествами. Основные правила комбинаторики. Графы. Решение задач с помощью графа. Основные формулы комбинаторики. Вероятность события.

 

Теория: повторение пройденных тем.

Практика: Решение задач.

Цели программы

Создание условий для интеллектуального развития обучающихся и формирования ценностно-смысловых компетенций школьников, с ориентацией на построение индивидуального образовательного маршрута. Привлечение к активным занятиям обучающихся, интересующих математикой.

Результат программы

1. Овладение, уточнение, закрепление знаний, полученных обучающимися в основной школе, связи с изучением смежных дисциплин.

2. Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых в современном обществе: ясность и точность мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

3. Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники.

4. Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Особые условия проведения

Особых условий нет

Материально-техническая база

Ноутбук, литература:

1. Ганенкова И.С., «Математика» Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов для проверки качества знаний» 5-7 классы, 2003г.

2. Гальперин Г.А., Толпыго А.К., «Математические олимпиады в школе», 2001г.

3.

4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С., «Математическая шкатулка», 2003г.

5. Никольский С.М., Потапов М.К., «Математика», пособие для самообразования. М., Наука. 2001г.

6. Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Система тренировочных упражнений по математике», 2002г.

7. Чесноков А.С., «Дидактические материалы по математике» – М: «Просвещение», 2004г.