Ансамбль «До-Ми-Соль-ка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вокальному творчеству «До-ми-соль-ка» реализуется в художественной направленности.

Она направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.

Занятия по программе дают возможность детям реализовать свои способности в области музыкально-театрального искусства, приобрести музыкальные знания, вокальные и музыкально-пластические навыки, а также способствуют развитию и формированию общей и музыкальной культуры, художественного вкуса ребёнка.

Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать ситуации успеха на занятиях.

Педагоги

Чабдакова Янжима Цыдендамбаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

Раздел 1. Введение. Знакомство с голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Разучивание песен (14 час).

Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Профилактика и гигиена голоса. Упражнение по начальной подготовке к пению.

Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувство слушателей и исполнителя. 

Гортань человека. Способность гортани издавать звуки. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности. Способности к пению – перспективы развития и возможности участия в мире шоу-бизнеса.

Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра.

Раздел 2. Распевание. Формирование музыкального слуха. Певческая установка. Разучивание песен (14 час).

Формирование музыкального слуха и постановка певческого голоса посредством упражнений и распевания. Постановка дыхания. Работа над вокально-голосовым аппаратом. Развитие певческого диапазона голоса.

Певческая установка. Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Певческое место.

Раздел 3. Работа над дыханием, звуком, артикуляция. Звуковедение. Разучивание песен (10 час).

Дыхание при пении. Спокойный, бесшумный вдох, постепенный выдох, смена дыхания, задержка дыхания, опертый звук, пение длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена между фразами в подвижном темпе.

Работа над звуком. В меру открытый рот. Естественное звукообразование, формирование и округление гласных. Твердая атака. Ровное звуковедение. Протяженность звуков. Пение закрытым ртом, достижение чистого, ровного, красивого выразительного пения. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования. Мягкая атака. 

Правило вокальных упражнений. Дыхание. Интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра.

Работа над дикцией – разучивание скороговорок. Активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приёмы артикуляции. Ясное произношение согласных.

Раздел 4. Знакомство с различной манерой исполнения. Вокальные навыки. Разучивание песен (12 час).

Манера пения. Народная песня. Современная песня.

Аккомпанемент, фонограмма (минус). Разучивание и совершенствование учебного материала (песен) разного характера. Пение по фразам. Работа над чистотой интонирования по интервалам. Пение без сопровождения.

Вокальные упражнения. Пение несложных вокальных упражнений помогающих укреплению деских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона, усвоению репертуара.

Музыкально-теоретическая деятельность.

Раздел 5. Вокальные навыки. Использование элементов ритмики, движение по музыку (12 час).

Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса. Ритм. Развитие дыхания.

Ладовое чувство. Пение отдельных ступеней, интервалов, звукоряд и гамм. Мелодические и гармонические секвенции из интервалов. Интонирование тона и полутона, переход неустойчивых звуков в устойчивые.

Анализ музыкального произведения. Разбор текста и музыки. Сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодий и её строению. Средства выразительности: темп, размер, ритма, динамические оттенки.

Нотная грамота. Анализ песни.

Раздел 6. Сценическая культура. Использование певческих навыков (12 час).

Умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Сценическая импровизация, движение под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Музыкально-теоретическая деятельность: развитие музыкального слуха, памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения, музыкального восприятия и творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

Развитие вокальных навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческого голоса в процессе исполнения песен. Музыкально-теоретическая деятельность: закономерность музыкального искусства, его природы, понятие композитор – исполнитель – слушатель.

 

Раздел 7. Подготовка к концертам и конкурсам (в течение года) (70 час).

Занятие – постановка и репетиции концертных конкурсных номеров в течении года. Метод импровизации и сценического движения – один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходиться следить не только за голосом, но и телом.

Цели программы

Развитие системы вокальных, музыкально – теоретических и сценических знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, воспитание творческой личности с устойчивым интересом к вокально-сценическому искусству.

Результат программы

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала:

—осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия композиторов, различных направлений современного музыкального искусства Бурятии;

– умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, уважительное отношение к культуре других народов;  сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на занятиях вокала;

– позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых вокальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Особые условия проведения

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 7до 11 лет. В студию дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала.

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе МБОУ СОШ № 4 г. Гусиноозерска. Кабинет оснащен музыкальной аппаратурой (синтезатор, музыкальный центр, микшерный пульт, микрофоны, колонка), цифровыми образовательными ресурсами (коллекция записей песен, записей "минус")