Основы дизайна и конструирования Аюшеева Е.Б.

В программе предусмотрено изучение основ художественного изображения в процессе декоративного рисования. Значительное место отводится и аппликации из бумаги, это плоскостная аппликация с простейшими объемными элементами. На занятиях лепкой они работают с пластилином. К концу первого года обучения дети получают первоначальные знания языка изобразительного искусства, умение владеть некоторыми инструментами. Во второй год обучения к вышеуказанной деятельности добавляется техника работы с картоном, камнями, берестой, дети учатся лепить из соленого теста. Обучающиеся третьего года обучения достаточно умело владеют кистью, ножницами, линейкой, шилом, резаком, пробойниками, дети открывают их новые выразительные возможности. Кроме того, они знакомятся с новыми материалами – соломкой, поролоном, глиной, тополиным пухом. В качестве дополнительной образовательной деятельности наиболее одарённым детям предлагается творческое проектирование.

Педагоги

Аюшеева Елена Базыровна, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1 год обучения

 

Раздел 1. Бумажная страна.

История возникновения бумаги. Первичные цвета, цветовые схемы, основы бумага пластики. История техник: Айрисфолдинг, квилинг,

Раздел 2. Лепка.

Рельеф, горельеф, барельеф в истории искусства. Способы лепки рельефа и объема. Предметная, сюжетная, декоративная лепка. Особенности «пластилиновой живописи». Заполнение цветным пластилином контура на прозрачной пленке. Значение масок в истории человечества. Декоративные маски из пластичных материалов. Передача характера пластическими средствами. Пластические и конструктивные способы лепки фигур животных и людей. Строение, пропорции фигур. Передача пластическими средствами характера и настроения.

 Раздел 3. Папье-маше.

Простейшие приемы папье-маше. Возможность использования готовых предметов для изготовления слепков, дополнение готовых предметов некоторыми деталями из пластилина. Грунтовка, роспись красками изделий из папье-маше. Подчинение росписи форме предмета, сочетание плоскостных и объёмных элементов изображения. Способы изготовление рельефов в технике папье-маше. Компоновка рельефных изображений.

 Раздел 4. Игрушки из помпонов

История возникновения игрушек, презентация виды игрушек - народный художественный промысел, современные игрушки своими руками. Виды пряжи. Разбор технологии изготовление ковра из помпонов.

 

2 год обучения.

 

Раздел 1. Работа с бумагой, берестой.

 История изобретения, виды бумаги. Свойства бумаги, различные способы получения объема из бумаги: сминание, скручивание, складывание гармошкой; сгибы: прямолинейные и криволинейные, надрезы и прорези. Способы создания бумажных фигур. Приёмы торцевой аппликации, симметричное складывание. Способы создания объёмных бумажных фигур и соединения объёмных деталей между собой. Комбинирование различных приёмов и техник. Основные правила создания накладной аппликации. Приёмы компоновки деталей из цветной бумаги. Способы достижения эмоциональной выразительности. Виды бумаги для раздвижной аппликации. Алгоритм работы в данной технике. Шедевры народного творчества в бумажной аппликации. Работы народного мастера Капитона Акакия. Свойства бересты, особенности строения, фактура. Сочетание с другими природными материалами. Инструменты для работы с берестой. Работа по эскизу, выкройке. Породы камня, свойства разных пород. Иматровые конкреции как материал для декоративно-прикладного творчества. Приёмы работы с различными камнями. Способы создания рельефных и объёмных элементов из ткани. Комбинирование тканей, разных по цвету и фактуре. Способы крепления рельефных деталей к фону. Сочетание тканевых аппликаций с бижутерией и другими материалами (тесьма, мех, кожа).

 Раздел 2. Работа с тканью, полотном.

Теория. Поролон как материал для художественных работ, особенности работы, окраска поролона. Способы изготовления из поролона объемных форм. Фон, инструменты и клеящие составы для работы поролоном. Объемная, рельефная, плоскостная аппликация из ткани, поиск новых сочетаний цвета, фактуры тканей и других материалов.

 Раздел 3. Лепка.

 Глина как художественный материал: свойства, способы подготовки глины к работе. Виды глин, инструменты. Способы лепки и орнаментации сосудов. Традиционные русские гончарные промыслы. Народная глиняная игрушка. Филимоновская, Каргопольская, Дымковская игрушки. Понятие предметной, сюжетной, декоративной лепки. Способы лепки: пластический, конструктивный. Роспись готовых изделий. 

 

Раздел 4. Папье-маше.

Технологическая последовательность изготовления изделий из папье-маше. Способы изготовления пластилиновых масок и слепков с них. Комбинирование папье-маше с другими материалами, аксессуары из кожи, меха, бижутерии. Способы изготовления и компоновки фигур на рельефных панно. 

 3 года обучения

Раздел 1. Аппликация. Работа с бумагой

Разновидности цветной бумаги: бархатная, полиацетатная, крепированная и др. Техника бумажной мозаики, сближенные и контрастные цвета. Прорезная аппликация. Техника оформления контрастным кантом частей узора на примере Хохломы, Городца. Оригами. Особенности крепированной бумаги, техника работы, инструменты. Рельеф в бумажной аппликации. Чайчжоуские кружева из бумаги. Сочетание различных видов бумаги, комбинированные техники.

Раздел 2. Лепка из соленого теста

Инструменты для работы с соленым тестом: стека, формочки, скалка. Способы создания простых деталей. Формы и пропорции. Декорирование заготовки. Передача характера образа будущей работы. Модульная лепка. Сочетание разных материалов. Изготовление объемных картин. Усложнение деталей способом "примазывание", "оттягивание", "защип", "налеп". Работа над эскизами. Подготовка фона, смешивание цветов.

 

Цели программы

Развитие у детей эмоционально-образной сферы, способностей и практических навыков творческого отражения впечатлений в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству.

Результат программы

В результате обучения по разделу «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ» ребенок будет

знать:

· названия основных и составных цветов и их оттенков;

· эмоционально-выразительные возможности цвета, линии, композиционного построения;

· особенности художественных материалов – акварели, гуаши, акрила, туши, восковых мелков;

· главные отличительные элементы орнамента в росписях изделий Городца, Хохломы, Жостова, Гжели;

уметь

· эмоционально воспринимать цвет, линию, силуэт в предметах и явлениях окружающего нас мира;

· навыками работы кистью, карандашами, мелками;

· навыками составления новых цветов и оттенков;

· эмоционально откликаться на художественные произведения, анализировать их и выделять различные выразительные средства, с помощью которых автор передает свое отношение к изображаемому;

В результате обучения по разделу «АППЛИКАЦИЯ» ребенок будет знать:

· понятия – аппликация, коллаж, оригами, стилизация, композиция, симметрия;

· пластические свойства бумаги и способы ее окрашивания;

· выразительные особенности работ мастеров аппликации – Капитона Акакия, художников Толстого Ф.П., Лебедевой Е. Е., народных мастериц Польши, Белоруссии;

· способы заготовки и хранения растительных материалов для художественных работ;

уметь:

· переводить натурную форму в декоративную, передавая при этом эмоционально-выразительные качества натуры;

· самостоятельно подбирать клеящий состав для работы с бумагой, тканью, поролоном, природным материалом;

· сознательно комбинировать различные техники аппликации, различные виды бумаги и ткани, сочетать их с другими материалами для создания эмоционально-выразительных образов, сюжетов;

· видеть и оценивать эстетические качества природных материалов, их выразительность, подбирать и сочетать их для реализации своего замысла;

владеть:

· навыками работы с различными инструментами – ножницами, циркулем, шилом, пробойником, резаком, иголкой;

· навыками окрашивания бумаги, соломки, поролона;

· различными способами создания рельефов из бумаги, ткани, поролона.

В результате обучения по разделу «ЛЕПКА» ребенок будет знать:

· понятия -скульптура, рельеф, предметная, сюжетная и декоративная лепка;

· способы изготовления соленого теста, как пластического материала, подготовки глины для лепки;

· отличительные особенности народной глиняной игрушки – филимоновской, каргопольской, дымковской;

· анализировать и выявлять основной характер формы, строение и пропорции;

· использовать пластические свойства материала для создания эмоционально- выразительных образов;

· навыками лепки по заранее подготовленным эскизам;

· различными способами окрашивания изделий из соленого теста и глины.

В результате обучения по разделу «ПАПЬЕ-МАШЕ» ребенок будет знать:

· понятия – слепок, папье-маше, грунтовка;

· способы приготовления клеящих составов для папье-маше (клейстера, обойного клея);

· последовательность изготовления слепка с формы;

· самостоятельно изготавливать или подбирать интересную форму для слепка;

· подготавливать изделие к окраске и окрашивать его, выразительно используя цвета и оттенки для придания вещи настроения;

владеть:

· навыками изготовления слепка из папье-маше различными способами – из бумажной массы, бумажных лент, кусочков бумаги;

· навыками компоновки изображения в круге, овале, прямоугольнике;

Особые условия проведения

Минимальный возраст начала обучения по программе 7-8 лет.

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе общеобразовательных учреждений г. Гусиноозерск.