ТО «Игра на музыкальных инструментах»

В творческом объединении созданы условия для самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи.

Дети, уже научившиеся играть, привыкшие петь песни с духовно-патриотическим содержанием, создают вокруг себя эстетическое и нравственное поле притяжения сверстников. Самое главное, что они усиливают проникновение подобных песен в молодежную среду.
Особое внимание уделяется сохранению эмоционального контакта с педагогом и другими воспитанниками объединения, осознанию чувства солидарности и товарищеской взаимопомощи при выстраивании игры в ансамбле.

Педагоги

Дульский Юрий Петрович, педагог дополнительного образования, высшей категории

Содержание программы

 

1. Вводное занятие (1 час)

Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности и правила поведения в кабинете .

2. Знакомство с музыкальным инструментом (3 часа)
Теория: Истории создания шестиструнной гитары.
Устройство гитары, её составные части.

3. Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения (3 часа)

Теория: Посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние на качество исполнения.
Практика: Аппликатурные обозначения и их практическое применение на инструменте.

4. Обучение основам техники игры на гитаре (30 часов)

Теория:
- функции правой и левой руки,
- название струн,
- расположение соответствующих ладов,
- диапазон инструмента,
– изучение условных обозначений.
Практика:
1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звукоизвлечения.
2. Положение правой руки при исполнении упражнений.
3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными двигательными и игровыми навыками:
- игра ровным звуком;
– простые переборы;
- свобода исполнительского аппарата;
- постепенное подключение большого пальца;
– изучение техники боя.
4. Начальная постановка левой руки:
- простые аккорды;
- чередование басов и аккордов.
5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.


5. Изучение простых и легких песен (93 часа)
Теория:
1. Развитие умения определять характер музыки.
2. Определение по слуху направления мелодии.
3. Накопление простейших музыкальных впечатлений.
4. Понятие о музыкальных жанрах:
- знакомство с буквенным обозначением аккордов;
- ритмический рисунок пьесы;
– отработка несложных динамических изменений;

Практика:
1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения
музыкального произведения.
2. Выразительное исполнение музыкального произведения в соответствии с индивидуальным планом).
3. Формирование чувства целостности исполняемых песен.

6. Учебно-тренировочные задания (29 часов)

Теория:
1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений
на инструменте.
2. Ознакомление с приемами звукоизвлечения на гитаре.
3. Отработка правильного ритма.

Практика:

1.Упражнения для правой руки:
– правильное положение правой руки на инструменте.
– правильная постановка пальцев.
2. Воспроизведение звучания открытых струн.
3. Упражнения на смену пальцев.
4. Овладение основными переборами;
5. Отработка в упражнениях техники простого боя.


7. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (16 часов)
Теория: Беседы об особенностях музыкально-выразительных средств инструментальных произведений.

Практика: Посещение фестивалей и конкурсов, концертов.
Формирование культуры восприятия, умения грамотно оценивать исполнение музыкальных произведений.

8. Репетиции и концертные выступления (12 часов)

Теория:
Понятия о сценическом поведении на концертах, конкурсах, фестивалях.
Практика:
Сольные выступления на мероприятиях разного уровня, в том числе и районных.
Примерный репертуарный список песен:
- "Мельница";
- "Звезда по имени Солнце";
- "Всё пройдет";
- "Осень";
- "Милая моя";
- "Изгиб гитары желтой";
- "Группа крови«;
- Туман» и др.

Цели программы

Цель программы:

Создание условий для развития у детей и подростков сознательного отношения к музыкально-творческой деятельности, воспитание их активными пропагандистами музыкального искусства.

Результат программы

Обучающиеся должны знать:

устройство гитары, разновидности гитар;
основные способы звукоизвлечения;
аккорды и их буквенные обозначения;
правила ТБ и правила поведения в кабинете;
Обучающиеся должны уметь:

настраивать инструмент;
легко ориентироваться в расположении аккордов на грифе гитары;
исполнять обязательные произведения бардов-классиков;
Обучающиеся должны овладеть:

навыками выступлений на сцене;
навыками участия и организации концертов разного уровня;
способами рефлексии.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

∙ Удобный, хорошо проветриваемый класс.

∙ Музыкальные инструменты.

∙ Сценическая площадка.

∙ Аудио-аппаратура: компьютер, магнитофон.

Информационно-методическое обеспечение:

Обучающие схемы, таблицы аккордов;
Сборники авторских и эстрадных песен;
Тезаурус;
Подборка песенного репертуара из периодических изданий;
Электронные носители (диски);
Интернет-ресурсы:
www.ateusclub.ru

www.akkords.net

www.pesnibardov.ru

www.bard.ru