Нормы русской речи

Актуальность и педагогическая целесообразность данного курса в современном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании общей культуры личности, а с другой – серьезным снижением уровня речевой культуры общества и внимания к проблемам нормативности речи. О культуре речи можно говорить только при условии владения нормами языка, ведь понятие нормы является стержнем, основным признаком литературного языка. Это делает курс «Нормы русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся. Новизна программы заключается в её практической направленности.

Педагоги

Гомбоева Дышима Прокопьевна

Содержание программы

Программа «Нормы русской речи» – модифицированная, составлена на основании программы курса «Культура русской речи», 10–11 классы (для классов гуманитарного профиля) А.А.Мурашова, В.Ф.Русецкиого и учебного пособия «Нормы русского литературного языка» под редакцией Константиновой Л.А. Одобрена

Различают три группы и пять типов языковых норм:

I группа. Нормы устной речи.

(1) А. Орфоэпические (произношение).

Б. Акцентологические (постановка ударения).

II группа. Нормы письменной речи.

(2) Нормы правописания

А. Орфографические (правила написания слов)

Б. Пунктуационные (правила постановки знаков препинания).

III группа. Нормы устной и письменной речи.

(3) А. Лексические (правильность выбора слова и его уместность).

Б. Фразеологические (правила употребления устойчивых сочетаний слов).

(4) Грамматические

A. Словообразовательные (выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова).

Б. Морфологические (выбор вариантов морфологической нормы слова и вариантов её соединения с другими словами).

B. Синтаксические (выбор вариантов построения словосочетаний и предложений).

(5) Стилистические (соответствие выбранного слова и синтаксической конструкции стилю изложения).

Формирование и совершенствование умений и навыков правильной речи предполагается и ФГОС и программами по русскому языку для средней школы, однако в силу ряда причин данная задача оказывается далекой от своего решения. В школьных общеобразовательных программах нормативные требования (за исключением орфографии и пунктуации), упоминаются вскользь. Нет и практических заданий для повышения уровня культуры речи.

Программа «Нормы русской речи» направлена на расширение, систематизацию и практическое закрепление умений и навыков правильной речи, соответствующей нормам (орфоэпическим, лексическим, грамматическим (морфологическим и синтаксическим) русского литературного языка. Также включает практикум по трудным случаям русской орфографии и пунктуации. Таким образом, охвачена совокупность всех основных норм русского языка, соблюдение которых формирует первый, базовый уровень речевой культуры – правильность речи.

Цели программы

Цель курса –повышение уровня культуры речи обучающихся путем совершенствования нормативности их речи.

Результат программы

Результате освоения курса обучающиеся

должны знать:

- нормы русского литературного языка,

- особенности проектирования учебной деятельности;

должны уметь:

- соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях,

- владеть приемами редактирования текста,

- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения речевых норм, находить и исправлять ошибки и недочеты в своей и чужой речи,

- создавать связные устные и письменные высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка,

- проектировать собственную учебную деятельность.

Способы определения их результативности

· Входная, промежуточная и итоговая самодиагностика;

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы

· Тестирование;

· Создание устных и письменных текстов.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:

1. Информационные блоки по всем темам программы.

2. КИМ-ы по всем темам программы.

3. Интернет-ресурсы.