«Хочу играть на рояле»

Данная программа предназначена для учащихся, ориентированных на поступление в детскую музыкальную школу по специальности «Музыкальный инструмент ФОРТЕПИАНО». Программа, помимо предметного содержания, включает в себя комплекс методических рекомендаций, базирующихся на передовом опыте педагогов, работающих в сфере фортепианной педагогики с малышами: А. Артоболевской, Н. Киселёвой, Э. Морозюк, И. Исаковой и др.

Актуальность данной программы в том, что она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития.

Педагоги

Мунгалова Елена Игоревна- преподаватель высшей квалификационной категории

Зеленская Вера Викторовна-преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный работник культуры РБ

Шуина Татьяна Ивановна-преподаватель первой квалификационной категории

Содержание программы

Основные задачи, которые преподаватель должен ставить в начале обучения – это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей учащихся. Эти задачи достаточно сложны: всем известно, с какими разнообразными трудностями связано овладение искусством игры на фортепиано. В начальном периоде обучения закладывается фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребенка к слуховому самоконтролю. Надо заботиться о том, чтобы приемы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. С первых же шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь учащемуся ощутить взаимосвязь всех частей руки.

В фортепианном начальном обучении дело касается не только усвоения инструментальных навыков, оно является, помимо этого, одной из из форм музыкального воспитания ребенка и, причем, чрезвычайно действенной формой. Есть несколько общих принципов работы с маленькой детьми.

Ø Необходимо усиленно заботиться о развитии музыкальности ребенка. В особенности о развитии его ритмических и мелодических представлений.

Ø Уроки должны быть оформлены увлекательно, чтобы ребенок не утратил и интереса.

Ø Подбор музыкального материала должен заинтересовать учащегося.

Ø Главной задачей становится развитие музыкальных представлений.

Игра на фортепиано становится осмысленной деятельностью лишь в том случае, если она являет собой осуществление музыкальных представлений. При разработке методики раннего обучения необходимо учитывать следующие факторы.

· Необходимо организовать занятия с ребенком так, чтобы учебная деятельность в фортепианном классе стала продолжением его жизненной музыкальной практики.

· Необходимо постоянно помнить о том, что мы воспитываем музыканта-пианиста. Эта установка опирается на одну из важнейших особенностей детского восприятия – оно непосредственно связано с моторикой.

· Естественно связать жизненную музыкальную практику учащегося с процессом накопления его пианистических навыков. Подразумевается последовательное знакомство с мельчайшими единицами музыкального языка

· Репертуар – основное средство обучения ученика. Он должен обладать методической направленностью, быть полезным для решения задач обучения, а также отличаться художественной полноценностью. Выбранные произведения должны будить творческую фантазию учащегося.

Задача репертуара – создание основы музыкального и пианистического опыта ребенка. Занятия должны быть многофункциональными, т.е. служить всем аспектам пианистического развития ребенка.

Главным результатом начального этапа обучения должны стать:

o навык постоянного слухового контроля;

o контроль свободы движения корпуса и рук;

o навык грамотного прочтения текста;

o умение подбирать простейший аккомпанемент;

o транспонирование легких пьес;

o знание наиболее употребительных музыкальных терминов;

o умение исполнить пьесу в концерте.

 

Новизна образовательной программы

Психологические особенности детей 6-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить уроки по данной программе в игровой форме, которые включают в себя многообразие видов деятельности: игру на инструменте, пение, слушание музыки и сказки, творческую (музыкальную и пластическую) импровизацию, рисование и т.д. Творческая игровая атмосфера занятий по данной программе предполагает активное участие ученика в учебном процессе и можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, игра на фортепиано решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Ребенок знакомится с миром музыки в доступной форме. Радость и удовольствие от игры индивидуально и в ансамбле (с педагогом, со сверстниками, если в классе есть несколько детей с подготовительного курса) с первых дней, психологический комфорт – залог интереса к игре на фортепиано и успешного развития юного музыканта.

За время обучения по данной программе дети знакомятся с произведениями отечественных и зарубежных композиторов, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира написанными специально для малышей, разучивая и исполняя их. Кроме того, приобретают ранний опыт сценического выступления.

Особенности данной образовательной программы

Программа помогает точнее выявить склонности самого ребёнка к тому или иному инструменту, к выбору будущей специальности. Помогает учесть индивидуальные особенности ребёнка, глубже оценить его музыкальные и физические данные, состояние его здоровья. Отличительные особенности программы в том, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей детей 6-7 лет и обучению соразмерно личной индивидуальности.

 

Цели программы

Подготовить детей 6-7 лет к дальнейшему обучению в ДШИ, помочь ребенку овладевать ключевыми навыками фортепианной игры в увлекательной для него форме.

Результат программы

Ожидаемые результаты

На начальном этапе обучения учащийся должен знать:

– основы музыкальной грамоты;

– музыкальную терминологию;

- штрихи;

– музыкальные жанры.

уметь:

– управлять своим мышечно-двигательным аппаратом;

- играть произведения двумя руками;

– применять приемы звукоизвлечения: legato, non legato, staccato;

– словесно охарактеризовать исполняемое в классе произведение.

В течение года учащийся должен исполнить свыше 20 пьес и этюдов различного характера: ансамбли, пьесы с элементами полифонии.

 Вступительный экзамен. Владение штрихами: non legato, staccato, legato. 3 пьесы (этюд, две разнохарактерные пьесы).

Особые условия проведения

наличие музыкального инструмента (фортепиано) дома, выполнение домашних заданий

Материально-техническая база

В школе имеются:

  •  класс для занятий;
  • инструменты;
  • нотная литература