Лесовичок

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. Необходимым средством эффективной реализации экологической деятельности является формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками. Одной из приоритетной целей, которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.

 

 

 

 

 

-

Педагоги

Григорьева Вера Леонидовна

Содержание программы

Содержание курса

Неживое и живое в природе

Введение (2 ч)

 Мы жители планеты Земля (1 ч)

Мир вокруг. (1 ч)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая и неживая природа).

Раздел 1 " Человек и природа" (16 часов)

Экология и мы (2 часа)

Как человек связан с природой? 

Осенние работы. (4 ч)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. 

Практическое занятие «Пришкольный участок». (4 ч)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. 

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (4 ч)

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Осень в лесу (экскурсия) (2 ч)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени. Сбор материала для гербария.

Раздел 2 " Неживое в природе" (20 ч)

Неживая природа (2ч)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. 

Солнце – источник тепла и света (2 ч)

Солнце – источник тепла и света для живых существ. 

Вода, её признаки и свойства (2 ч)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков "Цвет, запах, форма воды".

Берегите воду! (2 ч)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Байкала. 

Почва – святыня наша. (2 ч)

Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воз­дух, органические вещества, песок, глина). 

Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы» (2 ч)

Практическая работа по об­работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Погода. Климат. (2 часа)

Дать общее понятие погоды и клима­та. 

Предсказание погоды по народным приметам (2 ч)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Почему нельзя..? (2 ч)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. 

Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (2 ч)

Ролевая игра «Пойми меня».  Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция "Мы против мусора!"

Раздел 3 "Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой" (20 ч)

Практикум «Хлебные крошки» (2 ч)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Кто улетает, а кто остаётся (2 ч)

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных. Работа по определению птиц родного края.

Экологические связи неживой и живой природы (2 ч)

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. 

Вода и жизнь (4 ч)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. 

Растения рядом (2ч)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. 

Комнатные растения (2ч)

Комнатные растения разных эколо­гических групп. 

Размножение комнатных растений (2 ч)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черен­ки, листья, деления корневища). 

Хвойные растения (2 ч)

Сформировать представление о разнообразии хвойных растений, об их экологических особенностях, охране.

Практическое занятие «Посадка семян хвойных растений» (2 часа)

Участие в акции "Посади дерево«.

Раздел 4 «Царство грибов» (10 ч)

Съедобные грибы (3 ч)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. 

Несъедобные грибы (3 ч)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Микроскопические организмы (4 ч)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). 

Цели программы

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Результат программы

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса.

Предметные результаты:

- знание наиболее типичных представителей животного мира России, республики Бурятия; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); способы сохранения окружающей природы;

- умение узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию; ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Материально-техническая база

Интерактивная доска

Проектор

Учебно - наглядные пособия

Электронная коллекция занятий по экологии