Умелые руки

Содержание программы разработано на основе квалификационной характеристики столяра 2 разряда с учетом обеспечения единого уровня профессиональной подготовки в различных формах обучения. Овладение массовой профессией столяр осуществляется на основе образовательной подготовки, сочетания теоретического и практического обучения, с учетом преемственности с технологическим обучением школьников в V – IX классах и первоначальной профессиональной подготовки по профилю "Деревообработка«.

Целью профессионального обучения по данной программе является формирование у учащихся X – XI классов на широкой политехнической основе знаний, умений и навыков по профессии столяр.

Основной задачей практического обучения является формирование у старшеклассников профессиональных навыков и умений при выполнении упражнений и дальнейшее их закрепление в процессе производительного труда в агротехническом колледже, на предприятиях, строительном объекте.

На учебных занятиях и в ходе производительного труда следует обращать особое внимание на учащихся на соблюдение правил безопасности труда, противопожарной безопасности, санитарии и личной гигиены.

Учащиеся выпускных классов, прошедшие теоретическое и практическое обучение в соответствии с программой, допускаются к сдаче экзаменов по изучаемой профессии на начальный квалификационный разряд, экзамены принимает экзаменационная комиссия агротехнического колледжа.

Принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творче­ских или проектных работ. Соответствующие темы по учебному плану программы даются в конце каждого года обучения. Вместе с тем мето­дически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту де­ятельность с их познавательными потребностями.

Занятия проводятся на базе школьных мастерских.

Большое внимание должно обращаться на обеспечение безопас­ности труда учащихся при выполнении технологических операций. Особое внимание следует уделить соблюдению правил электробезо­пасности. Недопустимы работы школьников с производственным оборудованием, не включенным в перечень оборудования, разрешен­ного к использованию в образовательных учреждениях. Не допускает­ся применение на занятиях самодельных электромеханических инст­рументов и машин. Также не разрешается применять на практических занятиях самодельные электрифицированные приборы и аппараты, рассчитанные на напряжение более 42 В.

Интегративный характер содержания обучения пред­полагает построение образовательного процесса на основе использо­вания межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией – при изу­чении свойств материалов, с физикой – при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством – при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

Целесо­образно организовать экскурсии школьников на производство с пере­довыми технологиями и высоким уровнем организации труда. При от­сутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо актив­но использовать технические средства обучения для показа современ­ных технологий и достижений техники: видеозаписи, мультимедиа-продукты, ресурсы Интернета.

Школьника, успешно сдавшим квалификационный экзамен и самостоятельно выполнившим квалификационную работу из числа указанных в разделах «Характеристика работ» и «Примеры работ» квалификационный характеристики, выдаются свидетельства установленного образца.

преподаватели

Меркушев Евгений Викторович

Содержание программы

Практическое обучение

1. Вводное занятие

Учебно-воспитательные задачи практического обучения в Х классе. Сфера применения приобретаемых по профессии знаний и умений. Производительный труд-основа овладения профессией. Содержание труда, этапы профессионального роста и трудового становления рабочего. Ознакомление с квалификационной характеристикой. Демонстрация лучших работ, выполненных учащимися. Ознакомление с организацией рабочего места, порядком получения и сдачи инструмента и приспособлений; с режимом работы; с формами организации труда и правилами внутреннего распорядка в учебных мастерских.

2. Организация рабочего места, безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.

Организация рабочего места столяра. Требования безопасности на рабочих местах и их соблюдение. Правила внутреннего распорядка. Правила пользования инструментом, оснасткой, оборудованием при выполнении столярных работ.

Предупреждение травматизма при столярных работах. Правила безопасности при пользовании ручным и механизированным столярным инструментом.
Порядок допуска учащихся к работе на различных механизмах и станках.
Соблюдение правил электробезопасности. Правила эксплуатации электрифицированного инструмента, нагревательных приборов в деревообрабатывающих цехах. Правила хранения легковоспламеняющихся жидкостей.

Ознакомление с противопожарным инвентарем в учебной мастерской. Пользование первичными средствами пожаротушения. Вызов пожарной команды. Правила поведения учащихся при возникновении пожара.

3. Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие.

Инструктаж по безопасности труда, электробезопасности и пожарной безопасности, а также правилами поведения на территории предприятия.
Учебно-воспитательные задачи экскурсии. Ознакомление со структурой и характером работы предприятия, мастерской, бытовыми и складскими помещениями, с продукцией, выпускаемой предприятием; системой контроля качества продукции, а также с работой общественных организаций предприятия и общества рационализаторов и изобретателей. Ознакомление с планом социального развития предприятия, коллективным договором, формами участия рабочих в управлении предприятием, с планированием работы.

4. Запиливание шипов и выдалбливания проушин.

Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при выполнении запиливания шипов и выдалбливания проушин. Шаблоны и приспособления, применяемые при разметке шипов и проушин; возможные дефекты и меры их предупреждения и устранения.

Показ приемов разметки, обработки шипов и проушин. Разметка шипов, проушин и гнезд. Зарезание прямых, одинарных двойных шипов, выдалбливание проушин и гнезд в столярных заготовках ручными инструментами и с применением приспособлений.

Проверка качества выработанных шипов и проушин.

5. Выполнение простейших столярных работ. Проектная деятельность учащихся.

Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда при выполнении столярных работ.

Основные виды простейших столярных изделий и конструкций.
Технические требования к качеству изделий, причины возможных дефектов и способы их предупреждения и устранения.

Оборудование и приспособления для сборки и склеивания деталей простейших столярных изделий (полки, скамейки, табуреты, столы, кухонные шкафы, ученическая мебель и др.).

Разметка и изготовление основных соединений и узлов столярных изделий. Сборка простейших столярных изделий.

Сборка простейших столярных изделий на клею с применением зажимных приспособлений. Зачистка клеевых швов. Окончательная отделка. Контроль качества выполненных работ.

Проверочные работы. Инструктаж по организации рабочего места и безопасности труда. Изготовление столярного изделия (по заказам), включающего в себя операции по ранее изученным темам.

Контроль качества выполненной работы.

Цели программы

Целью профессионального обучения по данной программе является формирование у учащихся  на широкой политехнической основе знаний, умений и навыков по профессии столяр.

Результат программы

Учащийся должен знать:

  1.  Способы и методы выполнения простейших столярных работ;
  2.  Основные породы, свойства и пороки древесины;
  3.  Материалы, применяемые в столярном производстве;
  4.  Устройства и правила обращения с ручным столярным инструментом;
  5.  Приёмы и заготовки брусков для столярных изделий по размерам с острожкой вручную и поперечной распиловкой;
  6.  Требования рациональной организации рабочего места;
  7.  Способы экономного расходования материала, электроэнергии и правила бережного обращения с инструментом, оборудованием приспособлениями;
  8. Правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности.

Учащийся должен уметь:

  1.  Выполнять простейшие столярные работы;
  2.  Подготавливать и правильно организовывать рабочее место;
  3.  Заготавливать бруски для столярных изделий по размерам с острожкой вручную, продольной  поперечной распиловкой;
  4.  Бережно обращаться с оборудованием, инструментами, приспособлениями;
  5. Экономно расходовать материалы и электроэнергию;
  6.  Рационально организовывать рабочее место;
  7.  Соблюдать требования безопасности и труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны природной среды.

Особые условия проведения

Материално-техническое обеспечение школьных мастерских

Материально-техническая база

Школьные мастерские