Инструментальная студия «Кантилена»

Особенностью программы «Обучение игре на фортепиано» является то, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования. Большая роль отводится общему музыкальному развитию, домашнему музицированию и ансамблевой игре. Программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным. Настоящая рабочая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

Главное отличие данной программы от программ ДМШ:

1. Внимание к процессу развития интеллектуального кругозора и всего мировоззрения учащегося, не замыкаясь в рамках узкого профессионализма.

2. Набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания обучаться игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей.

3. Комплексная работа над развитием максимальной слуховой активности ученика, его сосредоточенности, его глубокого вслушивания в исполняемое произведение.

4. Ученик воспитывается в понимании безграничного роста нашей музыкальной культуры, своего небольшого вклада в нее через свои выступления в концертах.

Педагоги

Кирпичникова Светлана Владимировна

Содержание программы

Обязательные требования

1 класс. На начальном этапе обучения с изучением нотной грамоты педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песенок. С первого урока – знакомство с фортепиано. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20 мелких произведений, освоить основные приёмы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы разного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более подвинутых учащихся) лёгкие сонатины и вариации. На заключительном концерте исполняются 2 произведения: полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия), этюд, крупная форма (или пьеса), пьеса. Возможны разные варианты экзаменационных программ (пьесы из репертуарного сборника Е. Олерской).

2 класс. Требования на год: 2 полифонических произведения, 2 крупные формы, 6 этюдов, 4 пьесы. Чтение с листа, игра ансамблей, работа над гаммами и упражнениями. Требования к переводному экзамену: полифония, крупная форма, 2 этюда на разные виды техники, а так же исполнение пьес из сборника Е. Олерской (под фонограмму)

3 класс. Требования совпадают со вторым классом, но с учётом усложнения программ. 2 полифонических произведения, 2 крупные формы, 5 этюдов, 4 пьес (среди них обязательна пьеса кантиленного характера), а так же исполнение пьес из сборника Е. Олерской (под фонограмму)

С 3-го класса учащиеся начинают сдавать гаммы в классе, в рабочем порядке. Требования к гаммам: до 4-х знаков, на 2-4 октавы, в прямом и противоположном движении, аккорды, короткие и длинные арпеджио, хроматическая гамма.

Все требования индивидуальные, на усмотрение педагога.

Цели программы

Цель программы: через обучение игре на фортепиано способствовать формированию художественного вкуса, музыкальной культуры учащихся, содействовать интенсивному развитию музыкально-творческих способностей, образного мышления, воображения, слуха (интонационного, гармонического, тембрового), чувства ритма, музыкальной памяти, исполнительской воли и выдержки.

Результат программы

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

· знать буквенные названия тональностей;

· свободно ориентироваться в нотном тексте;

· знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

· разбираться в строении музыкальных произведений;

· знать возможности синтезатора;

Уметь:

· исполнять музыкальные произведения на синтезаторе, используя его возможности;

· аккомпанировать себе и другим на синтезаторе;

· достаточно подвижно исполнять технические произведения, гаммы (до трех знаков), аккорды, арпеджио.

· проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям, определять характер, стилевые особенности.

· уметь с листа грамотно разбирать несложные произведения, подбирать по слуху.

· самостоятельно выполнять домашние задания.

· исполнять несколько произведений подряд наизусть на высоком художественном уровне.

· владеть навыками педализации.

· знать основные темповые значения и музыкальные термины.

Особые условия проведения

Особенностью программы «Обучение игре на фортепиано» является то, что она разработана для учащихся общеобразовательных школ, не преследующих цель получения в дальнейшем профессионального музыкального образования.

Набор детей осуществляется в первую очередь на основании их желания обучаться игре на фортепиано, а не на наличии музыкальных способностей.

Материально-техническая база

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Портреты композиторов;
Нотный стан;
Музыкальные произведения в CD записи;

Нотные сборники и фонограммы с произведениями Екатерины Олерской
Фортепиано
Синтезатор

Ноутбук