ДООП Художественная гимнастика, «Через тернии к звёздам» (10-15).

Новизна и отличительные особенности программы в том, что она ориентирована не только на выполнение спортивных разрядов и участие в соревнованиях, а, прежде всего, направлена на достижение личностного успеха обучающихся, их социальной адаптации в обществе, а также на развитие физических и моральных качеств ребенка.

Создание коллектива с программой показательных эстрадно-спортивных номеров, способного выступать на различных площадках (конкурсы, фестивали, концерты) разного уровня. Изучение элементов художественной гимнастики проводится в режиме избирательности с учетом физических способностей каждого конкретного ребенка к элементам данного вида спорта. Такой педагогический подход дает возможность заниматься художественной гимнастикой «неперспективным» с точки зрения спортивных школ.

Педагоги

Богатых Светлана Григорьевна педагог дополнительного образования высшей категории;

Чагдурова Наталья Александровна педагог дополнительного образования высшей категории;

Ефремова Елена Сергеевна педагог дополнительного образования первой категории.

Содержание программы

4 год обучения
Общая физическая подготовка
Выполнение упражнений из различных и.п.. постепенно увеличивая нагрузку. дозировку.
Упражнения без предметов: сгибание и разгибание рук из упора лежа: поднимание и опускание прямых ног лежа на спине, животе; поднимание и опускание туловища лежа на спине, животе; «книжка»; поочередное поднимание ног на 30° в быстром темпе, лежа на спине, животе, на боку.


Упражнения с предметами: выкруты со скакалкой; выполнение упражнений с отягощениями (0.3 кг); наклоны, приседания, выпады с набивным мячом (0.5 кг); поднимание и опускание прямых рук.
Упражнения на снарядах: перепрыгивание через гимнастическую скамейку влево, вправо: прыжки ноги врозь над скамейкой, в стойку на скамейку; упражнения на шведской стенке.
Эстафеты, пешие и беговые прогулки, плавание.

Специальная физическая подготовка
Гибкость: наклоны вперед, в сторону, назад (руки вверх) из различных и.п.; мосты (с захватом за голени), шпагаты, с удержанием на время (с одной опоры и в провисе); поднимание ноги вперед, в сторону, назад с помощью рук (лежа на полу, у опоры); наклоны в разные стороны в шпагате.


Скоростно-силовые качества: прыжки со скакалкой за минимальное время; с двойным вращением скакалки; прыжки в обруч; прыжки с двойным вращением обруча.
Выносливость: прыжки на двух ногах со скакалкой (увеличение до 10 мин.); прыжки с двойным вращением скакалки (максимальное количество прыжков подряд).


Ловкость: жонглирование мячом, обручем, булавами; серии прыжков через скакалку в различных направлениях и сочетаниях.
Равновесие: стойка на полупальцах (на двух, одной ногах) с открытыми глазами.
Для развития двигательных способностей разучивание и выполнение комплексов СФП, а также введение круговой тренировки по методу непрерывного упражнения; выполнение упражнений на «станциях».

Техническая подготовка
а) Беспредметная:
Повторение т совершенствование пройденного материала.
Волны вперед в заднее равновесие; боковая волна с подбивным прыжком.
Равновесия – боковое, шпагат с помощью, в опоре на животе
Повороты одноименные на 720 градусов нога вперед, арабеск, кольцо.
Прыжки шагом, жетэ ан турнан, «щука».

 
б) С предметами:
Со скакалкой: выполнение изученных прыжков с вращением скакалки вперед (назад); броски скакалки и ее ловля в различных равновесиях, прыжках; выполнение элементов техники во время бросков скакалки и ловля ее с прыжком через скакалку.


С обручем: повороты и равновесия с вращением обруча в различных плоскостях; вращение обруча с различной скоростью в продвижении; большие броски с предварительны вращением; серии бросков в одно касание; «восьмерка» обручем поворотами кисти; «вертушка» на полу, на ладони; изучение и совершенствование базовых элементов.


С мячом: большие перекаты по рукам, телу; выкруты мяча вперед, назад; броски мяча и ловля одной рукой; тоже ловля в перекат; тоже ловля в прыжке; комбинации с перекатом мяча по полу, изучение и совершенствование базовых элементов.
С булавами: обучение правильному хвату булав; большие, средние, малые круги булавами поочередно правой и левой рукой; выполнение вращений в вертикальной и горизонтальной плоскости; изучение «мельницы»; малые броски одной, двух булав; вращения, броски с равновесиями, поворотами (опрос).


Групповые упражнения
Подбор и расстановка гимнасток в группы,составление программы без предмета и1 вид на выбор

Теоретическая подготовка
Воспитание любви к художественной гимнастике, волевых качеств, самодисциплины и требовательности.

Соревновательная подготовка
Участие в соревнованиях с комбинациями по трудности II и I разряда;.
Соревнования по ОФП, СФП, технической подготовке проводятся регулярно; комплексное тестирование по двум видам.

5 год обучения (12-13 лет)
Общая физическая подготовка
Увеличение нагрузок и дозировок изученных и выполняемых ранее упражнений.
Упражнения без предметов: поднимание и опускание прямых ног лежа на спине, животе; «книжка»; «ножницы» ногами; сгибание и разгибание рук в упоре лежа, Упражнения с предметами: выполнение упражнений с отягощениями (0.5 кг); упражнения с набивным мячом весом 0.5 кг (наклоны, выпады, переброски в парах); выкруты.


Упражнения на снарядах: перепрыгивание через гимнастическую скамейку с отягощениями; упражнения для развития мышц брюшного пресса и спины в висе на шведской стенке (с отягощениями по 0.5 кг); удержания «угла» в висе спиной (лицом) к шведской стенке (не ниже 90°).


Чередование бега и ходьбы на дистанции 400 м.. пешие прогулки, плавание.
Специальная физическая подготовка
Гибкость: выполнение шпагатов плавно по большой амплитуде, с повторными пружинящими движениями; махи и удержание ног с отягощением, махи с эспандером; наклоны, вперед, в сторону, назад плавно с большой амплитудой, тоже активно с максимальной амплитудой.


Скоростно-силовые качества: приседания на двух (на одной) ногах по методу «за лидером»; прыжки через скакалку с двойным вращением (максимальное количество за установленное время); игровые задания по типу «кто быстрее» и «кто больше». Выносливость: прыжки через скакалку (10-15 мин); танцевальные комплексы (аэробная нагрузка).
Ловкость и координация: упражнения на согласование движений разными частями тела; упражнения на точность воспроизведения движений по параметрам времени, пространства и силы (например: прыжки через скакалку на определенное количество тактов).


Равновесие: выполнение изученных ранее упражнений на повышенной опоре -скамейке, бревне; фиксация заключительных фаз движений : поворотов, прыжков, волн.

Техническая подготовка
а) Беспредметная:
Волны и наклоны назад и возвращение в и.п. из стойки на коленях, из стойки на одной другая впереди на носке; боковая волна с последующим прыжком прогнувшись, пробивным прыжком.
Равновесия. Переход из переднего равновесия в заднее; соединение равновесий с волнами и вращениями
Повороты. Одноименные и разноименные повороты (ранее изученные и из упражнений); повороты с разными способами вхождения в повороты; планше.


Прыжки. Выполнение прыжковых связок («блоки») с целью формирования навыков соединения элементов одной или различных структурных групп упражнений без предмета; кольцо двумя; «Щучка»; «Казак»; прыжки толчком одной с приземлением на толчковую.


б) С предметами:
Со скакалкой: броски скакалки из хватов за середину и конец, за середину одной и двумя руками; один конец в руке другой на полу – бросок ногой; выполнение элементов «блоками».
С обручем: чередование бросков (малых, средних, больших) в одно касание (с изменением движения обруча по плоскости); броски и ловля без помощи рук; отработка элементов без зрительного контроля.
С мячом: перекаты мяча по ноге, туловищу в равновесиях, выпадах; броски и ловля мяча без помощи рук; выполнение перекатов и бросков в сочетании с акробатическими элементами.
С булавами: трехтактные мельницы (от себя к себе); круговые мельницы (в различных плоскостях); тоже с поворотами на двух, одной ногах; жонглирование; переброски и броски с ловлей без помощи рук;
Групповые упражнения : составления программы 2 вида на выбор

Соревновательная подготовка
Соревнования. Участие в соревнованиях по программе I разряда. Контрольные прикидки становятся более целесообразными, так как произошло увеличение соревновательной практики.

6 год обучения (14-15 лет)
Общая физическая подготовка
Упражнения без предметов: то же. что и в предыдущем году с регулированием нагрузки и дозировки.
Упражнения с приметами: с набивным мячом (1.5 кг); броски и ловля мяча спичу, от груди, из-за головы; то же с дополнительным паданием; броски мяча и ловля после седа двумя руками; приседания и вставание с мячом в руках: прыжки через мяч: эстафеты с передачей и бросками мяча; круговые движения руками.
Упражнения на снарядах: из упора лежа ноги на скамейке сгибание и разгибание рук; поднимание и опускание туловища из и.п. сидя па скамейке (ноги закреплены): то же лежа на животе; выполнение упражнения "ножницы«1 1ежа на краю скамейки.
Упражнения из других видов спорта: чередование ходьбы и бегана дистанции 600м.; плавание; походы.

Специальная физическая подготовка

Гибкость: выполняются ранее изученные элементы с большей амплитудой и увеличением времени удержания; маховые движения с эспандером; махи и удержание ног с отягощением (0.3 кг).
Скоростно-силовые качества: прыжки с двойным вращением скакалкой; бег через скакалку с ускорением; приседание на двух (на оной) ногах с отягощением; прыжки из глубокого приседа.


Ловкость: жонглирование в сочетание с поворотами и другими простыми элементами.
Равновесие: максимальная задержка в стойке на носках после выполнения элементов классического танца (у опоры, на середине зала); выполнение различных равновесий в сочетании с другими элементами художественной гимнастики.
Разучивание и выполнение комплексов СФП для совершенствования двигательных способностей спортсменок, которые выполняются в конце тренировочного урока. Дозировка нагрузок индивидуализируется.

Техническая подготовка

а) Беспредметная:
Повторение пройденного материала.
Волны в сочетании с другими элементами; переходы в другие элементы; «обратная» волна.
Равновесия на полупальцах с прямой ногой вперед, в сторону, назад с различными движениями рук; совершенствование равновесий стоя на колене, в полном приседе; комбинирование равновесий; равновесия после танцевальных движений, поворотов, прыжков.


Повороты скрестные с наклоном; сочетание одноименных и разноименных поворотов; повороты в переднем и заднем равновесии на 360, 720.
Прыжки. Совершенствование изученных ранее прыжков; прыжок со сменой ног в шпагат; прыжок шагом кольцом; перекидной прыжок в шпагат.
Закрепление и совершенствование базовых навыков на основных упражнениях с предметами. Освоение базовых элементов средней трудности по всем видам многоборья.


б) С предметами:
Со скакалкой: броски скакалки и ее ловля на базовых элементах художественной гимнастики (в, поворотах, на равновесиях, в прыжках); прыжок шагом с двойным вращением скакалки; комбинирование различных изученных прыжков; броски скакалки с вращением в различных плоскостях с ловлей частями тела.
С обручем: броски обруча в различных плоскостях и ловля в одно вращение; тоже с впрыгиванием в обруч; комбинирование бросков и перекатов; перекаты обруча по полу с последующим броском обруча ногой (махом, в прыжке, переворотом).


С мячом: перекаты мяча по рукам, телу, в равновесиях, поворотах, прыжках; броски мяча и ловля ногами; броски мяча и ловля после наклонов, поворотов с отбивом и без отбива об пол; перекаты мяча по полу из переднего, заднего равновесия.
С булавами: вращения булав с увеличением скорости в вертикальной, горизонтальной, фронтальной плоскостях; «мельницы»; «улитки»; средние броски одной и двух булав (параллельные, разноименные); жонглирование двумя руками; то же одной рукой; сочетание элементов работы булав с различными элементами тела.
С лентой: сочетание различных рисунков лентой с равновесиями, поворотами, прыжками, движениями танцев; броски вверх, с возвратом («бумеранг») и ловля в равновесиях, наклонах.
Групповые упражнения: составление тренировочных программ с 5 обручами и 5 лентами.

Теоретическая подготовка
Краткие сведения о строении организма человека. Опорно-мышечный аппарат. Кости, их строение и соединения. Основные сведения о строении внутренних органов. Влияние ФУ на организм человека
Понятия о травмах. Причины травм и их профилактика. Оказание первой помощи (до врача). Меры предупреждения переутомления.

Соревновательная подготовка
Соревнования. Участие в соревнованиях по программе КМС и МС (до 10-12 соревнований в год). Выполнение нормативов.
Контрольные прикидки. Соревнования по ОФП, СФП и технической подготовке.


Цели программы

Цель программы: приобщение детей к культуре здорового образа жизни в триединстве здоровье интеллекта, здоровье души, здоровье тела.

Результат программы

Планируемые результаты: Повышение значимости и престижа здорового образа жизни, обогащение личности позитивным опытом.

Особые условия проведения

Программа адресована учащимся от 10 до 15 лет освоившим программу начальной подготовки по художественной гимнастике, при наличии медицинского допуска. Количество учащихся в группах 10-15 человек.

Материально-техническая база

 

- Ковровое покрытие 13*13

- Шведская стенка

- хореографический станок

- музыкальный центр

- предметы художественной гимнастики (скакалка, обруч, мяч)

- тренировочная форма.