«История России в лицах»

Актуальность программы обусловлена тем, что  позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами истории, которые способствуют расширению и углублению знаний  о  данной науке.

Успешность в изучении истории, одной из основных гуманитарных наук, может быть достигнута при условии овладения обучающимися навыками и алгоритмами работы с историческими материалами и понятиями. Данный курс позволит развивать у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Так же программа помогает отрабатывать навык работы с проблемными, творческими, олимпиадными вопросами. Работа в команде даёт хороший опыт сотрудничества.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Учитель должен использовать игровые формы,  потому что они помогают решать серьёзные учебные проблемы. Используя игру, учащиеся лучше запоминают сложный исторический материал, который облегчает им работу на уроке, формирует речевые компетенции.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда можно рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

     Творческие работы,  используемые в системе работы,  основаны на любознательности детей, которую педагог должен поддерживать и направлять.  Данная практика поможет  успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

     Новизна программы  по внеурочной деятельности по истории  «История России в лицах» предполагает демократический стиль общения учителя и учеников.  Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ истории, а развивает у обучающихся  интерес к истории и научно-познавательной деятельности.

Педагоги

Акулова Ольга Петровна

Содержание программы

Раздел 1. Методологические основы курса (5 часов)

Тема 1. Работа с персоналиями. (1 ч.)

Роль личности в истории. Критерии причисления к историче­ским личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).

Тема 2. Исторический документ как источник информации. (1 ч.)

Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.

Тема 3. Последовательно-текстуальное изучение источников. (1 ч.)

Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.

Тема 4.Логические задания (1 ч.)

Логическое задание – ориентирующее средство в самостоятельной работе учащихся. Поиск ответа на вопросы логического задания в тексте документа. Написание конспекта изучаемого источника.

Тема 5. Метод поэтапного изучения источника. (1 ч.)

Подготовительный этап (уяснение терминологии; выяснение причин, приемов и исторических условий создания документа; разбор фактов и событий, включенных автором в текст; выявление качественных характеристик личностей, упоминаемых автором). Уяснение содержания источника (выделение основных, узловых вопросов источника; вычленение исторического аспекта изучаемой темы курса; уяснение идей и положений, получивших развитие в последующие периоды истории; оформление конспекта, т.е. запись содержания источника). Выполнение обобщающих и практических заданий.

Раздел 2. Киевская Русь. (4 часа)

Тема 1. Первые князья (1 ч.)

Легендарное и реальное в «признании варягов». Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути «из варяг в греки». Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы». Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 2. Владимир Святой (1 ч.)

Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Тема 3. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Тема 4. Владимир Мономах (1 ч.)

Раздел 3. Феодальная раздробленность. (3 часа)

Тема 1. Князья периода феодальной раздробленности (2 ч.)

Начало раздробленности на Руси. 

Тема 2. Александр Невский (1 ч.)

Раздел 4. Московская Русь (5 часов)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.)

Тема 4. Иван III (1 ч.)

Тема 5. Иван IV Грозный (2 ч.)

Россия при Иване Грозном.

Раздел 3. Россия в XVII веке (2 часа)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Тема 3. Алексей Михайлович «Тишайший» (1 ч.)

Раздел 4. Россия в XVIII веке (6 часов)

Тема 1. Петр Первый (2 ч.)

Петр и царевна Софья.

Тема 3. Женщины на престоле (1 ч.)

Екатерина I.

Тема 4. Елизавета Петровна (1 ч.)

Тема 5. Екатерина Великая (2 ч.)

Екатерина II и её окружение.

Раздел 4.Россия в первой половине XIX в. (4 часа)

Тема 1. Александр I (2 ч.)

Император Александр I и его окружение.

Тема 2. Николай I (2 ч.)

Император Николай I. 

Раздел 5. Россия во второй половине XIX в. (4 часа)

Тема 1. Александр II (2 ч.)

Лич­ность Александра II и начало его правления. 

Тема 2. Александр III (2 ч.)

Личность Александра III. 

Итоговое занятие (1 час)

Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.

Цели программы

Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу позволяющую осветить деятельность исторических персоналий сквозь призму связанных с ними событий.

Результат программы

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

· освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;

· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;

· овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

 

Особые условия проведения

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии

развития современных научных знаний;

- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;

- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.

Материально-техническая база

L. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «История» (М.Дрофа,2000 г.) 2.Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2011г)

3.Школьная энциклопедия «История России ХХ век» (М. Олма-пресс, 2013). 4. Школьная энциклопедия «Новейшая история ХХ век» (М. Олма-пресс,2013)

5. А.А. Данилов Справочное пособие «История России в таблицах ХХ век» (М.: рофа,2012г)

6. А.А. Данилов Справочное пособие «История России в XX веке» (М.: Дрофа,2012г)

7.Серия «Эрудит». Справочник «История России с древнейших времён до конца ХV века» (М. Мир книг, 2006г)

8. Серия «Эрудит». Справочник " История России XV-XX века" (М.:Мир книг,2006г)