Хоровой класс

Хоровое исполнительство – добрая русская традиция коллективного музицирования. Оно способно воззвать к жизни неуловимые эмоции человека, тончайшие переливы настроении, душевные порывы, эмоциональную напряженность.

Хор в системе общего образования занимает одно из центральных мест в факультативных занятиях «Творческой мастерской». Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память, развивает творческие способности благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию. Оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувства, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность.

Педагоги

Чабаева Ольга Евгеньевна

Содержание программы

Основной формой работы школьного хора являются групповые занятия. В них, как правило, поют все дети независимо от качества голоса. С одной стороны, небольшое количество детей в группах дает возможность максимального использования принципа индивидуального подхода к ученику, но с другой – нарушает главную идею хорового искусства – идею коллективного творчества.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ ХОРА

· Перед началом пения приучать детей принимать правильную певческую установку;

· Освоение навыка одновременного начала пения (вдох – начало фонации);

· Освоение дыхательных навыков, опираясь на выразительное исполнение фразы;

· Освоение навыка кантиленного пения;

· Уметь исполнять музыкальную фразу, одновременно начинать и заканчивать её;

· Вырабатывать у детей сознательное и критическое отношение к своему пению;

· Свободно и легко исполнять вокальные упражнения на основе народных попевок и песенок;

· Свободно владеть артикуляционным аппаратом, непринужденно выговаривая несложные пословицы, скороговорки;

· Знать необходимые штрихи: легато, стакатто, уметь исполнять. Освоить приемы звуковедения (цепное дыхание);

· Умение слышать несколько мелодических линий, тембров в музыке;

· Слышать количество звуков (в созвучии, аккорде);

· Слышать консонанс и диссонанс;

· Исполнять ритмическое двухголосие;

· Слышать нижний звук из двух звучащих;

· Исполнять каноном;

· Уметь вслушиваться в соседний голос;

· Выразительно исполнять одноголосное произведение.

 

В хоре за 1 год должно быть пройдено 4-6 произведений, как одноголосых, так и двухголосных с сопровождением различных по содержанию и характеру. Песни должны быть в умеренно быстрых и умеренно медленных темпах, с динамикой от пиано до меццо – форте, с диапазоном от «до» первой октавы до «ре», «ми» второй октавы. Петь легким, светлым, мягким звуком. Развивать свободу артикуляционного аппарата, активизируя работу губ, языка. Особое внимание уделять упражнениям на многоголосие, используя различные виды: подголосное, каноническое, гармоническое.

Добиваться унисона, соблюдения динамической ровности и одинакового произношения текста. Дети должны понимать дирижерский жест.

Основой репертуара хора с 3 года обучения является двухголосная музыка. В формировании навыка многоголосного пения особое значение имеет развитие гармонического слуха с помощью специальных упражнений по двух-трехголосным созвучиям: каноны (2-3-х голосные), гармонические последовательности:

· Продолжать работу по совершенствованию певческих навыков:

пение на «цепном дыхании» от широкой кантилены до легкого стаккато.

· Развивать дикционные навыки в быстрых и медленных темпах.

· Исполнять двухголосные каноны,

Уметь оценивать качество своего пения.

· Петь без сопровождения.

· Вырабатывать певческое вибрато.

· Формировать механизм прикрытия звука.

· Управлять голосовыми регистрами.

· Владеть навыками многоголосного пения.

· Выразительно исполнять классическую, народную, современную музыку.

· Совершенствовать строй и ансамбль в произведениях различного склада изложения.

· Сознательно отвечать на все указания дирижера, касающиеся художественно-исполнительского плана произведения.

Цели программы

Воспитание человека и формирование личности средствами музыкального образования; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры человека.

Результат программы

В результате обучения пению в хоровом кружке учащийся должен:

знать, понимать:

особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;
понимать по требованию педагога слова – петь "мягко, нежно, легко";
понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им ;
основы музыкальной грамоты;
различные манеры пения;
место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:

правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен, каноны, песни а капелла;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое хоровое звучание;
уметь делать распевки;
ясно выговаривать слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию в любой из песен, выученных за учебный год;
правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;
правильно формировать гласные в сочетании с согласными

Материально-техническая база

Хоровые, индивидуальные занятия и работа по группам проходят в специально оборудованном, музыкальном кабинете.

При работе с коллективами использую синтезатор, мультимедиа, нотный материал, видео материал.

Большую роль в работе над хором играет репертуар, определяющий в известной степени творческое лицо хорового коллектива.