- Главная
- Направления
- Художественная
- Изобразительное искусство
- «Рисуем вместе»
«Рисуем вместе»
Правополушарное рисование – это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.
Если вы в поиске интересного хобби, попробуйте правополушарную живопись. Ведь рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования. И наука это подтверждает.
Что такое правополушарное рисование?
Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие – образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.
Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого – "П-режимом«.
Как это работает
Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно – взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.
Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует – нет привычки "думать рационально«.
А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. Но если включить «П-режим», рисунок выйдет более детальным и живым.
Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом. Главное – преодолеть страх «нарисовать непохоже»
Педагоги
Цымбал Ирина Геннадьевна
Содержание программы
Знакомство с методом, демонстрация. Создание и подготовка рабочего места, размешивание красок. Первый пробный рисунок. Грунтовка. Создание фонов.
Гуашь. Особенности краски и её применение. Создание фонов. Растяжка одноцветная. Небо. Сюжет "далеко-близко"("Пальмы" или «Море. Горы.»)
Создание фонов из 2- 3 вариантов цвета. Облака. Рисование пальцем.
Создание фонов. Растяжка «Небо». Облака. Особенности цветопередачи дальних и ближних объектов. Сюжет «Море.Горы. Береза» Особенности рисования березы на переднем плане.
Двухцветная растяжка. Создание фонов. Тональные переходы. Использование светлоты и насыщенности цвета для передачи удаления предметов в перспективе. Сюжет "Кочки".
Приемы работы пальцами "Мазок«.
Свет, тень, блик на плоскости на примере «Коврик». Сюжет «Коврик на полу». Демонстрация рисунка на группу. Рефлексия.
Приемы работы пальцами "Виноград".
Сюжет " Небо, облака, кустарник. Вода. Отражение в воде"
Создание фонов. Особенности рисования зимней природы, зимнего пейзажа. Приемы и особенности рисования на тёмном фоне.
Особенности рисования ели, сугробов, зимних кустов
Особенности рисования Луны и ночного зимнего пейзажа. Приемы и особенности рисования на тёмном фоне., особенности наложения тени, особенности передачи лунного освещения.
Сюжет «Ромашки». Особенности изображения круга в перспективе Движение кисти для создания реалистичного изображения цветка. .
Сюжет «Натюрморт с цветами» использование наработанных «фончиков» для создания сюжета. Фоновый и передний план. Технология «Заряженная кисточка». Сюжет «Натюрморт с фруктами» использование наработанных «фончиков» для создания сюжета. Фоновый и передний план. Технология «Заряженная кисточка». Сюжет «Романтика». Особенности рисования контура человеческой фигуры, вписанной в морской пейзаж. Особенности рисования человеческой фигуры по половым признакам.
Сюжет «Романтика». Особенности рисования дождя. Городской пейзаж. Пара (фигура) под дождём. Особенности рисования городского пейзажа.
Сюжет «Романтика». Особенности рисования отражения в спокойной воде. Городской пейзаж. Мост или набережная. Демонстрация рисунка на группу. Рефлексия
Сюжет «Весенняя полянка» особенности рисования весеннего пейзажа, первой зелени в поле и на деревьях. Отражение в воде.
Сюжет «Вербная веточка». Анализ сюжета. Самостоятельный выбор фона. Объяснение символизации вербной ветви в традициях православных христиан. Особенности рисования вербной ветви на самостоятельно созданном фоне.
Сюжет «Маки и ромашки». Особенности рисования полевых цветов на переднем и среднем плане, «заряженная кисточка», тренирование в рисовании цветов при помощи «заряженной кисточки.». Тренировка вписывания круга в плоскости.
Сюжет «Поле. Цветы. И горы на дальнем плане» Продолжение рисования «заряженной кисточкой», особенности рисования несколькими цветами одновременно в «заряженной кисточке»
Сюжет «Морская волна». Особенности рисования штормовой волны, солнца в зените, птиц на фоне воды. Демонстрация рисунка на группу. Рефлексия
Сюжет «Закат на море». Особенности рисования штиля на море, прибоя, небольшой волны, солнца в закате на фоне воды, песчаного берега.
Сюжет «Лодка на берегу». Особенности рисования штиля на море, прибоя, небольшой волны, солнца в зените, лодки, лежащей на берегу, на фоне воды.
Самостоятельное рисование. Самостоятельный выбор темы и сюжета. Рисование фона, объектов в уже знакомой технике с учетом законов перспективы.
Сюжет "Летний городской пейзаж".
Актуализация умения рисовать здания в среднем и ближнем плане. Самостоятельный выбор объектов сюжета. Самостоятельное рисование
Сюжет "Дорога в поле«.
Актуализация умения рисовать дорогу ближнем, среднем и дальнем плане. Самостоятельный выбор объектов сюжета. Самостоятельное рисование Демонстрация рисунка на группу. Рефлексия
Сюжет «Деревенский дом», "Дача«
Сюжет «Дорога к храму». Актуализация умения рисовать здание, освоение рисунка элементов храма, актуализация умения рисовать дорогу в перспективе, природу в сезонных обстоятельствах.
Совместное рисование «Продолжи рисунок». Использование рисования для закрепления комфортного состояния позитивного и успешного межличностного взаимодействия внутри групп. Возможно использования таких техник, как рисование пальцами и руками (ладошками рук)
Сюжет "Красота женского лица«.
Рисование женской головы на самостоятельно выбранном фоне. Самостоятельный выбор элементов объекта (овал, волосы, их цвет и длина, глаза и т.д.). Возможно рисование «под диктовку» Демонстрация рисунка на группу. Рефлексия.
Совместное рисование «Продолжи рисунок». Использование рисования для закрепления комфортного состояния позитивного и успешного межличностного взаимодействия внутри групп. Возможно использования таких техник, как рисование пальцами и руками (ладошками рук)
Цели программы
Основные цели курса:
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание эстетического чувства.
3. Получение учащимися знаний о правополушарном рисовании.
4. Развитие воображения и зрительной памяти, внимания, мышления.
5. Освоение основных приёмов изобразительной деятельности.
6. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать индивидуально и в малых группах.
7. Развитие умения быстро анализировать и давать оценку своей и чужой деятельности, оценивать продукт деятельности, видеть перспективу деятельности в развитии.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений(ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Результат программы
Личностные результаты освоения курса ППР:
- формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
-воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
-формирование духовных и эстетических потребностей;
-овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
-воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
-отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
- сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
-ознакомление учащихся с методом ППР и освоение некоторых приемов ППР
-ознакомление учащихся с выразительными средствами в живописи и освоение их;
-ознакомление учащихся с терминологией и некоторыми понятиями в живописи;
-освоение технологии работы с гуашью.
-понимать и уметь объяснить что такое фон, перспектива(закон 3/3),линия горизонта, горизонталь, вертикаль, план изображения, элементы рисунка, сюжет, последовательность выполнения сюжета, симметрия, ось симметрии, композиция, контраст, зарисовки, наброски.
-знать и уметь создавать основные тоны цветовой гаммы, создавать цвета дополнительных тонов;
-знать и уметь объяснять что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные тона цветовой гаммы.
-учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий;
-учится чувствовать образный характер различных объектов рисунка;
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются формированием перечисленных ниже универсальных учебных действий(УУД).
Материально-техническая база
Методическое обеспечение:
Базовый курс "Формирование метапредметных результатов средствами правополушарного рисования"
Малушкиной О.А.
Гуашь 12 цв., акварельная бумага формата А3,А4. Набор плоских кистей из щетины № 20,15,10; круглая кисть № 0,5. Палочка тонкая острая, палитра, ёмкость для воды, скрепки. Бумага ксероксная. Бумажные полотенца.