«Умники и умницы»

У каждого ребёнка есть способности и талант. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Достичь этого в курсе начальной школы можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала.

Формирование и развитие основных логических структур мышления происходит с 5 до 11 лет. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесёт желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать всё многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. Среди них велика роль логических задач занимательного характера.

Программа «Умники и умницы» направлена на формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Педагоги

Елисеева Екатерина Степановна, учитель начальных классов

Содержание программы

I. Математика – это интересно (9 часов)

Как люди научились считать. Интересные приемы устного счёта. Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. Логические загадки. Задачи в стихотворной форме. Математические ребусы. Учимся отгадывать ребусы. Решение нестандартных задач.

II. Математические горки (4 часа)

Построение рисунка (на листе в клетку) по алгоритму. Рисуем по клеточкам узор.

III. Волшебная линейка (5 часов)

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Построение математических цепочек. Сложение и вычитание в пределах 10. Праздник числа10. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Игра «Весёлый счёт». Конструирование предметов по точкам с использованием числовой последовательности.

IV. Лего – конструкторы (2 часа)

Знакомство с деталями конструктора, схемам – инструкциями и алгоритма построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

V. Весёлая геометрия (2 часа)

Из истории геометрии. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

VI. Математические игры (2 часа)

Построение «математических» пирамид/ «Сложение в пределах 10». Построение «математических» пирамид: "Вычитание в пределах 10«.

VII. «Спичечный конструктор» (2 часа)

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

VIII. Задачи – смекалки (2 часа)

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

IX. Числовые головоломки (2 часа)

Решение и составление кроссвордов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку – магический квадрат).

X. Танграм: древняя китайская головоломка. (3 часа)

Составление картинки с заданным разбиением на части. Составление картинки с частично заданным разбиением на части. Составление картинки без заданного разбиения на части.

Цели программы

Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Результат программы

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы – личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе

Материально-техническая база

Учебный кабинет в соответствии с требованиями, снабженный техническими средства обучения: магнитная доска, компьютер, проектор, интерактивная доска.