Проект Школа юного геолога

Юные геологи нашего кружка изучают горные породы и минералы, знакомятся с геологическим строением и полезными ископаемыми Тункинской долины, гор Восточные Саяны,а также выявляют наиболее интересные объекты для проведения научно-исследовательских работ. Учаться отбирать образцы и пробы для своих исследований, собирают коллекции минералов. Разработаны следующие геологические маршруты: место схода селя в п.Аршан Каменная река, река Кынгырга, минеральные источники, первый водопад, потухшие вулканы (с.Талое, с.Хурай-Хобок), зона Тункинского разлома, вершина Тункинских гольцов – гора "Пик Любви«.

Участники школы Юного геолога показывают хорошие результаты во Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России» в г. Москва, Сибирской геологической олимпиаде, которая ежегодно проводится в Новосибирске, а также в этом году два юных геолога Аршана впервые участвовали во всероссийской открытой полевой олимпиаде школьников по геологии. Где были представлены 39 команд из разных уголков России, а также из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Таджикистана и Узбекистана.

Педагоги

Зав. учебно-научным геологическим музеем Иркутского государственного университета Липкина Светлана Владимировна (руководитель проекта Школа юного геолога от ИГУ), зав. кафедрой динамической геологии ИГУ, проф. Рассказов Сергей Васильев, руководитель школьного кружка Распутина Елена Александровна, учитель химии МБОУ "Аршанская СОШ им.П.М.Билдаева"

Содержание программы

Содержание программы "Основы геологии"

1. Введение

Теория. Что такое геология. Предмет изучения, практическое значение, основные методы геологических исследований.

2. Геология – наука о Земле: зарубежные и отечественные исследователи недр

Теория. Знаменитые русские и зарубежные геологи, и естествоиспытатели и их роль в раз­витии науки. История развития геологии в России. Задачи современной геологии, Юношеское геологическое движение в России. Знакомство с научно – популярной литерату­рой. Выбор темы исследовательской работы.

Практика. Обследовать территории лесопаркового района, сбор горных пород. Зарисовать обнажения, оформить коллекций. Составить календарь знаменательных дат и имен.

Подведение итогов. Мини конференция по результатам исследований.

3. Земля-часть Вселенной

3.1. Происхождение Земли как планеты.

Теория. Вселенная – мир, безграничный во времени и пространстве, её части. Гипотезы про­исхождение Земли как планеты. Лунная фаза в истории Земли.

Тема для дискуссии. Происхождение Вселенной и ее частей

3.2. Оболочки Земли.

Теория. Образование оболочек Земли, общая характеристика.

Практика. Составить схемы строения Земли.

3.3. Правила познания.

Теория. Знакомство с правилами познания природы, их применение. Что такое моделирова­ние природы.

Практика. Построить схемы изучения природы, используя знания правил познания.

4. Историческая геология

4.1. Геохронологическая таблица.

Теория. История создания, общее представление.

Практика. Чтение таблицы, характеристика ее составляющих.

4.2. Палеогеографическая обстановка геологических эпох.

Теория. Общее представление о палеогеографии. Знакомство с палеогеографическими кар­тами.

Практика. Описать обстановку на территории Байкальской рифтовой зоны в геологическом прошлом.

5. Палеонтология

Теория. Ученые-палеонтологи. Формы сохранения ископаемых органических остатков.

Практика. Определить основные формы сохранения органических остатков.

Практика. Изучить коллекции.

Подведение итогов. Заседание "Круглого стола«.

6. Минералогия 6.1. Знакомство с миром минералов.

Теория. Что такое минералы. Как человечество знакомилось с минералами. Название мине­ралов. Коллекционирование минералов. Знаменитые минералы. Главные минералы эпох и событий последних столетий. Минералы «съедобные», «крылатые», «жидкие», полезные и бесполезные. Знаменитые минералоги.

Способы составления личных коллекций. Предметная экскурсия. Физические свойства минералов.

Теория. Определение минералов и их описание. Природные формы минералов. Диагности­ческие признаки минералов – индивидов. Морфологические типы минералов. Агрегатное состояние минералов. Физические свойства минералов: цвет, цвет черты, блеск, твердость, спайность, излом, плотность, ковкость, хрупкость, магнитность, вкус, растворимость, горю­честь и другие свойства.

Работа с коллекционным материалом. Изучение морфологических типов минералов, физиче­ских свойств минералов. Постановка эксперимента по выращиванию минералов. Составле­ние викторины по занимательной минералогии

6.2. Минералы Восточных Саян.

Теория. Минералы, открытые в недрах Восточных Саян. Минералы поселка Аршан.

Работа с коллекционным материалом, создание «книжек – малюток» об интересных минера­лах. Подведение итогов Конференция "Малого доклада".

7. Петрография

7.1. Понятие о горных породах.

Теория. Чудесные превращения в недрах Земли. Магматические, метаморфические, осадоч­ные горные породы.

Практика. Работа с коллекционным материалом различных горных пород по их происхож­дению. 

Практика. Определить мономинеральные горные породы. Тематическая экскурсия по поселку "Камень на улицах нашего поселка«.

Подведение итогов. Конференция по итогам экскурсий.

8. Структурная геология

Теория. Что такое структурная геология. Процессы, создающие и изменяющие состав и строение земной горы. Выветривание (физическое, химическое, биогенное). 

Практика. Экспериментальная работа по изучению различных процессов выветривания, со­здание моделей вулканов, основных форм залегания горных пород.

9. Месторождения полезных ископаемых

Теория. Что такое природные условия и природные ресурсы. Когда горные породы стано­вятся полезными. Месторождения полезных ископаемых Бурятии. Охрана недр.

Практика. Работа в контурных картах. Нанести на карту крупнейшие месторождения по­лезных ископаемых Бурятии.

10. Полевые исследования

Теория.  Полевое снаряжение геолога. Что такое камеральные ра­боты?

Практика. Работа с горным компасом, заполнение полевых книжек, отбор образцов, их упа­ковка, заполнение этикеток. Прохождение геологического маршрута, его описание.

11.Экскурсии

 

Цели программы

Основная цель данной программы: создание условий для развития лич­ности учащихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направ­ленность.

Результат программы

Учащиеся должны стать неравнодушными к окружающим, к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, в том числе должны научиться решать конкретные социально-экологические задачи, уметь работать в коллективе и самое главное – стремиться к саморазвитию. Знания, приобретенные учащимися, в процессе обучения, могут быть использованы ими в дальнейшем во всех сферах будущей профессиональной деятельности.

Программа составлялась с учетом возраста учащихся. Более того, важной составной частью программы является выполнение исследовательских проектов, которые будут способствовать поддержанию интереса у учащихся в усвоении курса, а значит и их развитию. Программа курса включает примерную тематику проектно-исследовательских работ.

Особые условия проведения

возраст до 12 лет, здоровый

Материально-техническая база

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы необходимы следующие методические пособия:

Коллекция горных пород и минералов.
Шкала твёрдости МООСа.
Видеоаппаратура и учебные видеофильмы.
Микроскоп школьный, лупы.
Горный компас, геологические молотки.
Географические и геологические карты, атласы.
Приложением к программе является подборка дидактического материала:

Основные сведения о планетах Солнечной системы.
Наглядные материала об истории Земли, минералах магматических, метаморфических и осадочных пород.
Информация о типах вулканов и извержений.
Рисунок о веществах, выделяемых в остывающем очаге гранитной магмы и за его пределами, в земной коре.