Плавание

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в ДОУ. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.
В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в
результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. В программе определены, возможности развития дыхательной функции(через водную среду), как одной из основной при постановке речевого дыхания
у дошкольников(диафрагмального, продолжительного, сильного, постепенного), согласованность дыхания и движения при плавании.В бассейне детского сада успешно решаются задачи коррекционного характера совместная работа психолога, логопеда, музыкального руководителя, педагога,руководителя по физическому воспитанию- делают занятия в бассейне эмоциональными и интересными.

Педагоги

Сажин Александр Владимирович

Содержание программы

    Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошкольников
плаванию, основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков.
    Первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами.
Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно – с помощью взрослого и самостоятельно -передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
    Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды, получают представление о ее выталкивающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд.
   Третий этап предусматривает умение детей проплыть (7м) 10- 15 м на мелкой воде, сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.
   Четвертый этап продолжает усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.
Каждый из этих этапов начального обучения плаванию как бы «привязан» к определенному возрасту детей:
• первый – ранний и младший дошкольный возраст;
• второй-младший и средний дошкольный возраст;
• третий – старший дошкольный возраст;
   Содержание каждого раздела составляют :подготовительные упражнения
и игры, сгруппированные следующим образом:
• упражнения, знакомящие с сопротивлением воды и способом
передвижения по дну;
• упражнения на погружение в воду с головой и открывание глаз в
воде;
• упражнения, помогающие овладеть выдохом в воду;
• всплывание и лежание на воде;
• скольжение по поверхности.
Навыки плавания формируются у детей с помощью специальных упражнений, которые помогают:
• овладеть движениями рук и ног;
• освоить технику дыхания;
• отработать общую координацию движений при определенном способе плавания, в частности кролем на груди и спине.
Занятие по обучению плаванию делится на три части: подготовительную,
основную, заключительную.
В первой части разъясняются задачи занятия, выполнения общеразвивающих и подготовительных упражнений.
В основной – закрепление и повторение приобретённых навыков, изучение нового с помощью игр, упражнений.
Заключительная часть – снижение эмоциональной и физической нагрузки, свободное плавание, индивидуальная работа. Подведение итогов занятия.
Уровень воды на первых занятиях IIмладшей группе от 45см, в старшей
и подготовительной 0,8м. Температура воды с сентября по февраль 30
– 32 С, а в марте 29 – 30 С.

Цели программы

Обучение детей дошкольного  возраста плаванию (уверенно чувствовать себя в воде, держаться на  поверхности воды, плыть от 7 −15 м); закаливание и укрепление детского организма; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно – двигательного аппарата, сердечно -сосудистой, дыхательной и нервной систем)

Результат программы

Ориентирование в воде с открытыми глазами. 

Достать предметы со дна с открытыми глазами. 

На одном вдохе, на расстоянии вытянутой руки 

Лежание на груди. 

Из положения стоя в воде, ноги врозь, руки вперёд – в стороны
выполнить упражнение «Звёздочка» на груди. Положение тела –
горизонтальное ( 5 секунд) 

Лежание на спине. 


Из положения стоя в воде, ноги врозь, руки вперёд – в стороны
выполнить упражнение «Звёздочка» на спине. Положение тела –
горизонтальное ( 5 секунд)


Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног
способом кроль на груди 3 – 7метров

Положение тела горизонтальное.

Руки с доской вытянуты вперёд, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды.

Плыть ритмично работая ногами, носки оттянуты, повёрнуты вовнутрь 5 – 6 лет

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями
(1–2 раза в год). 
Воспитание культурно-гигиенических навыков 

умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в
своем шкафу

сформированы элементарные навыки личной гигиены

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня

имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, 
выносливости и координации)

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями)

Формирование потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании

проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений 

умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры

проявляет интерес к разным видам спорта, плаванию.