ШЛ «Экопатруль»

Работа школьных лесничеств, как одна из форм воспитания экологической культуры имеет в нашей стране глубокие корни. В Баргузинском районе, а именно в п. Усть-Баргузин создано только два лесничества. Школьное лесничество создается в целях воспитания у подростков бережного отношения к природе, расширения и углубления их знаний в области биологии, географии и других естественных наук, формирования интереса к профессиям лесохозяйственного профиля. Это такая форма активного отдыха, которая позволяет сочетать выполнение несложных трудовых операций с пребыванием на воздухе в лесу.

«Экопатруль» – образовательная программа дополнительного образования по выбору для учащихся в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 36 часов.

Программа соответствует целям предпрофильного обучения и построена на основе межпредметной интеграции с историей, географией, биологией, экологией, основами лесоводства.

Занятия по программе могут проводить педагоги дополнительного образования, учителя географии, биологии, технологии с привлечением специалистов лесного хозяйства.

 Актуальность изучения данного курса не подлежит сомнению. Будучи доступной каждому желающему, являясь бесплатной, деятельность ребят в объединении «Экопатруль» открывает им двери в общество взрослых, позволяет каждому найти себе занятие по душе, добиться успеха в творческой деятельности и на этой основе повысить свою самооценку, самоутвердиться в коллективе сверстников, повысить свой статус в глазах педагогов, родителей, ближайшего окружения.

 Новизна программы. Необходимость введения подрастающего поколения в рыночную экономику вынуждает учителей создавать новые модели образования. При этом школьное образование предусматривает, как правило, обучение – основное и дополнительное, – которое реализуется при максимально полной учебной нагрузке, допустимой СанПиН. В создавшейся ситуации целесообразно применение для реализации этой программы в МБОУ «Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К. М» инновационных технологий управляемой социализации, обеспечивающих в рамках ВОД по программе усвоение детьми правил и способов профессиональной деятельности работников леса, профессиональной лексики и сопутствующего объема теории, при этом – с постоянно возрастающим интересом.

Ведущих идей, на основании которых составлена данная программа, несколько. Опорная идея – использование метода социокультурной имитации деятельности настоящего «взрослого» лесничества как ведущей технологии профессиональной социализации обучающихся в объединении «Экопатруль». Этот факт предусматривает в ходе реализации программы совместную деятельность с АУ РБ «Усть-Баргузинский лесхоз» по профессиональному воспитанию и профориентации подрастающего поколения (ещё одна идея). А это – минимум кабинетных теоретических занятий и максимум часов, отводимых на лесоводческую практику, опытную и исследовательскую работу, природоохранные и санитарно-технические акции.

Образовательная программа объединения «Экопатруль» представляет собой рабочую программу учителя географии, которая создана на основе программы А.А. Хасановой «Юный эколог-лесовод» методом адаптации этой программы к реализации в МБОУ "Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К. М«

Образовательная программа объединения «Экопатруль» напрямую связана с регионально-краевыми компонентами школьных курсов природоведения, географии и биологии.

Цель программы: Формирование экологически грамотной личности, обладающей широким спектром общих знаний, относящихся к сфере экологии леса, лесоводства и лесопользования.

Задачи:

Обучающие: 

· Приобретение знаний в предметной области в рамках образовательной программы.

· Приобретение знаний и умений, по экологической оценке, состояния лесных экосистем.

· Получение знаний и умений о методах исследования лесных экосистем;

· Приобретение личного опыта и навыков работы со специальными инструментами и приспособлениями для изучения леса.

Развивающие:

· Развитие навыка самостоятельного использования знаний и умений в рамках предметной деятельности.

· Формирование и развитие творческого подхода к решению задач в рамках предметной области.

· Развитие стремления к познанию, расширению кругозора, информированности в рамках предметной деятельности.

· Формирование навыков самостоятельной работы по обработке материалов, полученных в ходе экскурсий

Воспитательные:

· Вырабатывание трудолюбия, аккуратности, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении совместных работ.

· Формирование ответственного отношения к лесу, как к одному из главных элементов природных ландшафтов.

Педагоги

Гаськова Маргарита Александровна

Содержание программы

Вводное занятие (1 ч.).

Цели и задачи ШЛ. Требования. Инструктаж учащихся по ТБ при выполнении любых работ в лесу. Экскурсия по дендрологическому саду школы, знакомство с основными экспозициями древесно-кустарниковых пород.

Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности.

Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений.

Планирование "Недели леса и сада«:

1. Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки работникам «АУ РБ «Усть-Баргузинский лесхоз» встреча с ветеранами лесной отрасли).

2. «Неделя леса и сада». АКЦИЯ "ПОСАДИ ДЕРЕВО!!!«.

Раздел 1. Лес и его значение (5ч.)

Тема 1.1. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества Древесина – главный продукт леса. Побочное пользование лесов. Водоохранная и почвозащитная роль леса (1ч).

Тема 1.2. Леса Республики Бурятии, их экологическое и хозяйственное значение (1ч).

Тема 1.3. Лесная кладовая. Пищевые и лекарственные растения. Работа над рефератами (лекарственные растения, рецепты) (1ч).

Практические работы (2ч):

· Составление гербария «Лекарственные растения» (1ч)

· Викторина «Знаешь ли ты лес?» (1ч).

Раздел 2. Лесоводство (6 ч.)

Тема 2.1. Лес как природная система. Основные элементы и признаки леса (древостой, подрост, подлесок, живой напочвенный покров). Лесные ярусы. (1ч)

Тема 2.2. Лесные обитатели. Лесные звери. Зимующие, кочующие и перелетные птицы (1ч).

Тема 2.3. Типы лесов в Республике Бурятия (1ч).

Тема 2.4. Смена пород в лесу. Первичные и вторичные леса. Смена пород в результате пожара, сплошных рубок. Смена сосны елью. Смена сосны березой и осиной (1ч).

 Практические работы (2ч):

· Экскурсия в лес для ознакомления с типами леса

· Изучение ярусов в лесу

Раздел 3. Основы экологии (2ч.)

Тема 3.1. Что изучает экология (1ч).

Тема 3.2. Законы экологии для Мира и Леса. Экологические факторы (1ч).

Экскурсия по экологической тропе Нацпарка «Забайкальское Подлеморье». 

Раздел 4.Лесовосстановление (3 ч).

Тема 4.1. Возобновление леса – естественное и искусственное. Семенное и вегетативное размножение. Факторы, способствующие возобновлению леса. Роль животных в распространении семян. Посадка леса (1ч).

Тема 4.2. Выращивание лесного посадочного материала (сеянцы, саженцы, черенки).

Лесные питомники их назначение (1ч).

Практические работы (1ч)

· Опыты применения различных способов размножения деревьев и кустарников (семенами, черенками и т.д.).

Раздел 5. Охрана природы (6ч.)

Тема 5.1. Охрана окружающей среды и ее значение для народного хозяйства. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду (1ч).

Тема 5.2. Роль зеленых насаждений и озеленения. Создание искусственных растительных сообществ (1ч).

Тема 5.3. Редкие растения и их охрана. Растения, занесенные в Красную книгу Республики Бурятии. Причины исчезновения растений (1ч).

Тема 5.4. Редкие животные и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу Республики Бурятии. Роль искусственных гнезд. Значение зимней подкормки птиц (1ч).

Тема 5.5. Особо охраняемые территории Республики Бурятия (заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки) (1ч).

Практические работы (1ч)

· Подготовка и проведение праздников природы: «День птиц», "День Земли«.

6. Фенологические и метеорологические наблюдения в природе (2ч).

Тема 6.1. Значение наблюдений за погодой и природными явлениями. Фазы развития растений. Поведение животных. Народные приметы. Главнейшие объекты для фенологических наблюдений (1ч).

Практические работы (1ч):

· Занесение наблюдений в календарь наблюдений. Значение метеорологических и фенологических наблюдений за погодой и природными явлениями, фазами развития растений, поведением животных.

Раздел 7. Полевые практики (4ч):

· Изучение растений в окрестностях поселка (растения леса; растения луга; растения водоема;)

· Изучение видового состава лекарственных растений поселка

· Инвентаризация (учет) приживаемости в дендросаде школы древесно-кустарниковых культур и многолетних травянистых растений, посаженных в прошлые годы.

· Создание школьного древесно- кустарникового питомника.

Раздел 8. Здоровый образ жизни (2ч).

Тема 8.1. Пропаганда здорового образа жизни среди детей. Анкетирование учащихся.

Игровые программы (сценарий, викторина, беседа, подвижные игры):

· Береги здоровье смолоду!

Практические работы(1ч)

· Подвижные игры на свежем воздухе

9. Дополнительные мероприятия (4ч). Практическая деятельность группы кружковцев «Экопатруль » первого года занятий по плану совместной деятельности с работниками АУ РБ "Усть-Баргузинского лесхоза«

10. Итоговое занятие (1ч).

 Подведение итогов за год. 

Цели программы

Цель программы: формирование экологически грамотной личности, обладающей широким спектром общих знаний, относящихся к сфере экологии леса, лесоводства и лесопользования.

Результат программы

Ожидаемые результаты реализации программы "Экопатруль"

По окончании изучения данной программы обучающиеся достигнут следующих результатов:

Личностные:

· Выработается трудолюбие, аккуратность и терпение и умение довести начатое дело до конца и взаимопомощь при выполнении совместных работ.

· Сформируется ответственное отношение к лесу, как к одному из главных элементов природных ландшафтов.

· Воспитание у учащихся бережного отношения к лесу и его обитателям.

· Сформируется сознательный подход к восприятию экологических проблем в области природопользования.

Метапредметные:

· Приобретут навыки самостоятельного использования знаний и умений в рамках предметной деятельности.

· Сформируют и разовьют творческий подход к решению задач в рамках предметной области.

· Разовьют стремление к познанию, расширению кругозора, информированности в рамках предметной деятельности.

· Приобретут навыки самостоятельной работы по обработке материала, который получили в ходе экскурсий.

Предметные:

· Приобретены знания в предметной области в рамках образовательной программы;

· Приобретены знания и умения, по экологической оценке, состояния лесных экосистем;

· Получены знания и умения о методах исследования лесных экосистем;

· Приобретен навык работы специальными инструментами и приспособлениями для изучения леса.

Особые условия проведения

Условия реализации программы:

тематические плакаты: «Животные леса», «Птицы леса», «Перелетные и зимующие птицы», «Насекомые леса», «Ярусы леса», «Пищевые сети и цепи», «Природные сообщества», "Особо охраняемые территории РБ"

гербарии: «Лекарственные растения леса», «Пищевые растения леса», «Древесно-кустарниковые породы леса», «Растения луга», "Растения водоѐма«

спилы деревьев: сосна обыкновенная, сосна сибирская кедровая, ель обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская, береза пушистая, осина обыкновенная.

коллекции: «Насекомые вредители леса» «Насекомые леса» «Насекомые луга» "Насекомые водоѐма"

расходный материал для выполнения практических работ (индикаторная и фильтровальная бумага), рабочие тетради и блокноты, химические стаканы, воронки, цветные карандаши, фломастеры, картон и бумага, ножницы, скотч, клей-карандаш, бумага для печати; компьютер; мультимедиа-проектор; экран; цифровой фотоаппарат; Красная Книга Республики Бурятия; гербарные папки; бинокль; портновский сантиметр; рулетка; лесотаксационное оборудование (возрастной бурав, таксационная вилка, высотомер).

Материально-техническая база

Условия реализации программы:

тематические плакаты: «Животные леса», «Птицы леса», «Перелетные и зимующие птицы», «Насекомые леса», «Ярусы леса», «Пищевые сети и цепи», «Природные сообщества», "Особо охраняемые территории РБ"

гербарии: «Лекарственные растения леса», «Пищевые растения леса», «Древесно-кустарниковые породы леса», «Растения луга», "Растения водоѐма«

спилы деревьев: сосна обыкновенная, сосна сибирская кедровая, ель обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, лиственница сибирская, береза пушистая, осина обыкновенная.

коллекции: «Насекомые вредители леса» «Насекомые леса» «Насекомые луга» "Насекомые водоѐма" расходный материал для выполнения практических работ (индикаторная и фильтровальная бумага), рабочие тетради и блокноты, химические стаканы, воронки, цветные карандаши, фломастеры, картон и бумага, ножницы, скотч, клей-карандаш, бумага для печати; компьютер; мультимедиа-проектор; экран; цифровой фотоаппарат; Красная Книга Республики Бурятия; гербарные папки; бинокль; портновский сантиметр; рулетка; лесотаксационное оборудование (возрастной бурав, таксационная вилка, высотомер).