шахматы

Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением, установление коммуникаций как с детьми, так и с взрослой аудиторией, открывают дорогу к творчеству . Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, нерешительность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, а это залог успешности на другой ступени образования- в начальной и средней школе, а затем и во взрослой жизни.

Педагоги

Бадмажапов Виктор Юрьевич, образование - высшее,  кандидат в мастера спорта по шахматам "Отличник спорта Бурятии

Содержание программы

Программой предусматривается 30 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для старшей группы и 30 занятий для подготовительной группы. Учебный курс включает в себя 6 тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старших и подготовительных групп.

Планируемые результаты:


К концу первого года обучения у детей сформируются следующие показатели освоения программы кружка

правила и цель игры;
основные шахматные термины;
ходы и взятие фигур;
ценность фигур;
три защиты от шаха;
простейшие способы матования;
первичные знания по началу партии;
общие сведения из истории возникновения и развития шахматной
культуры.
умения:

читать шахматную нотацию;
предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
правильно защищать короля от угроз;
составлять простейший план действий в игре;
ставить мат в один ход.
К концу второго года обучения у детей сформируются следующие показатели освоения программы кружка

простейшие тактические удары (двойной удар, связка);
в каких случаях партия заканчивается вничью;
"детский мат", "дурацкий мат«;
основные правила игры в дебюте.
умения:

правильно делать рокировку;
ставить «вилки» и связки;
ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);
ставить мат в один ход;
защищаться от "детского мата";
атаковать слабый пункт f7 (f2);
видеть и наносить простейшие тактические удары;
решать 1-2- ходовые задачи;
от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.

дети освоят:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

Овладеют умениями: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

Цели программы

1. Развитие и тренировка психических процессов:

 -  Обучение  навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть

     результаты своей деятельности;  развитие логического мышления,   

    ориентировки на плоскости, внимания, памяти;

  - Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,  

   умозаключений.

2. Развитие познавательных интересов

  - изучение основ шахматной игры,

  - расширение кругозора;

3. Развитие творческих способностей:

 - развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.

4. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:

- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,   

  спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;

-  уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход

   событий. 

- воспитание умения вести себя в группе во время движения,  

  формирование чувства такта,  культурных привычек в процессе

  группового общения с детьми и взрослыми.

5. Подготовка ребёнка  к школе.     Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки  и  быстрее делают домашнее задание.

Результат программы

К концу первого года обучения у детей сформируются следующие показатели освоения программы кружка

правила и цель игры;
основные шахматные термины;
ходы и взятие фигур;
ценность фигур;
три защиты от шаха;
простейшие способы матования;
первичные знания по началу партии;
общие сведения из истории возникновения и развития шахматной
культуры.
умения:

читать шахматную нотацию;
предугадывать правильные взятия фигур, связанные с разменом;
правильно защищать короля от угроз;
составлять простейший план действий в игре;
ставить мат в один ход.
К концу второго года обучения у детей сформируются следующие показатели освоения программы кружка

простейшие тактические удары (двойной удар, связка);
в каких случаях партия заканчивается вничью;
"детский мат", "дурацкий мат«;
основные правила игры в дебюте.
умения:

правильно делать рокировку;
ставить «вилки» и связки;
ставить мат королю противника различными фигурами (ферзем, двумя ладьями);
ставить мат в один ход;
защищаться от "детского мата";
атаковать слабый пункт f7 (f2);
видеть и наносить простейшие тактические удары;
решать 1-2- ходовые задачи;
от начала до конца грамотно разыгрывать шахматную партию.

дети освоят:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

Овладеют умениями: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

 

Особые условия проведения

Шахматы в ДОУ проводятся на бесплатной основе. Шахматный кружок направлен на создание условий для индивидуального развития личности ребенка и получение каждым дошкольником квалифицированных образовательных услуг с учетом его потребностей и пожеланиями родителей для обеспечения ранней социализации. 

Материально-техническая база

Для шахмат в ДОУ созданы все условия: имеются шахматные столы – 5, магнитная доска – 1, наборы шахмат −8 (Классические шахматы Настольная игра на логическое мышление), наборы шашки - 8, напольное панно и фигуры (шашки)