Зелёный дом

Программа имеет междисциплинарный характер и практическую направленность. В нее включены вопросы охраны природы, лесоведения, экологии. Их рассмотрение позволяет сформировать у учащихся представление о лесном деле, о взаимодействии природы и общества, о мерах защиты и восстановления природной среды. Основное внимание сосредоточено на подготовку из числа обучающихся, будущих кадров лесного хозяйства, с использованием имеющегося опыта и вековых российских традиций. При разработке программы учитывалось, что работа школьников по охране леса – одна из основных для сельских школ, расположенных в лесной зоне.


Содержание программы предусматривает получение не только теоретических и практических знаний, но и массу познавательных, развлекательных и игровых моментов, что позволяет лучшему усвоению теоретического материала. В содержании программы заложены следующие идеи: – природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии;
непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение состава компонентов окружающей среды, приводящие к смещению природного равновесия;
осмысленное познание особенностей живых организмов в биоценозах, убеждают обучающихся, что состояние природы можно регулировать (возобновление, охрана лесов);
формирование у подростков ценных черт характера (настойчивость в достижении целей, вера в успех своего дела);
знания лесоведения – неотъемлемая часть знаний об основах природы.

Педагоги

Владикова Ирина Васильевна, учитель биологии и химии.

Содержание программы

Срок проведения мероприятия
Наименование мероприятия
Январь
1. Подготовка нормативной документации для обеспечения деятельности школьного лесничества.

2. Проведение общего собрания членов школьного лесничества.

3. Экологическая акция : «Зимующие птицы» развешивание кормушек(территория школы и села Гусиное озеро)

4.Оформление уголка школьного лесничества.

5.Познавательная игра для членов ШЛ"Что? Где? Когда?"
Февраль
1. Лекция сотрудниками лесного хозяйства.(Профессия лесничий)

2. Опытно-исследовательская работа (запланированные мероприятия).

3. Выставка книг "Лес наше богатство"(Школьная библиотека)

4. Организация школьной оранжереи.
Март

1. Участие в конкурсе "Берегите лес от пожара!"

2. Опытно-исследовательская работа (запланированные мероприятия).

3. Подготовка к озеленению пришкольного участка и села.(посадка рассады)
Апрель
1.Подготовка пришкольного участка к летнему сезону.

2.Операция: "Посади дерево (озеленим родной город, поселок, село)".

3.Организация плодово-декоративного отдела на пришкольном учебно-опытном участке.

4. Фотоконкурс "Весна идёт, весне дорогу«
Май
1. Оказание помощи организации лесного хозяйства в проведении лесопосадочных работ.

2. Оформление экологической тропы.

3. Организация и проведение операции «Память», посвященной годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

4.Работа на пришкольном участке.


Июнь
1. Проведение лесохозяйственных мероприятий на закреплённом за школьным лесничеством лесном участке.

2. Патрулирование леса с целью предотвращения лесных пожаров.

3. Реализация запланированных мероприятий по плану опытно- исследовательской работы с подведением промежуточных итогов.

4. Работа летнего лагеря.(строительство беседок(зелёного класса) на пришкольном участке).

5. Эколого-краеведческая экспедиция.(Местность Шахтинка).

6.Выпуск стенной газеты (фотогазеты) "Мы лесники"
Июль
1. Реализация запланированных мероприятий по плану исследовательской работы.

2. Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с производственным планом.

3. Патрулирование леса с целью предотвращения лесных пожаров.

4. 4. Работа летнего лагеря
Август
1. Патрулирование леса с целью предотвращения лесных пожаров.

2. Проведение лесохозяйственных работ.

3. Опытно-исследовательская работа (запланированные мероприятия).

4. 3. Работа летнего лагеря

5. Эколого-краеведческая экспедиция вокруг озера Гусиное.


Сентябрь
1. Проведение лесохозяйственных работ на лесном участке.

2. Подготовка и участие в проведении профессионального праздника работников леса.

3. Выпуск стенной газеты, посвящённой Дню работников леса.

4. Выставка – конкурс букетов цветов, композиции из лесных материалов, рисунков.

5. Участие в акции "Чистый берег"

6. Подготовка пришкольного участка к зиме.
Октябрь

1. Беседа для учащихся начальных классов "Войди в лес другом".

2. 2. Опытно-исследовательская работа (запланированные мероприятия).

3. 3. Фотоконкурс "Природа моего родного края".

4. 4. Участие в проведении " Осеннего бала«

5. 5. Урок творчества поделки из природного материала.
Ноябрь
1. Встреча с руководителем организации лесного хозяйства.

2. Реализация запланированных мероприятий по плану опытно-исследовательской работы. Подведение итогов.

3. 3. Изготовление и развешивание кормушек, птичьих домиков, скворечников.

4. Конкурс рисунков: «Птицы – друзья человека», "Сохраним лес".

5. Участие в региональном смотре – конкурсе школьных лесничеств.

Урок народного промысла.
Декабрь
1. Общее собрание школьного лесничества.

2. Отчет работы школьного лесничества за истекший календарный год.

3. Природоохранная акция "Ёлочка, живи!":

4. Проведение выставки " Мы школьное лесничество" 3а первый год обучения.

4. 5. Участие в проведении новогодних праздников.

Цели программы

Воспитание у обучащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии.

Результат программы

Повышение конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда, высокий уровень самоорганизации, повышение результативности участия школьного лесничества в спортакиадах, увеличение количества учащихся – участников и победителей в конкурсах, слётах муниципального, областного, регионального уровней, эффективная система работы школы по профориентации учащихся, положительная динамика показателей поступления выпускников школы в ВУЗы, ССУЗы, учебные заведения ПУ, трудоустройство на селе, сформированность ценностного отношения к труду, положительная и возрастающая динамика показателей участия школьников в социально значимых проектах по благоустройству школы и села, помощи ветеранам ВОВ и труда,реально действующие механизмы социального партнерства, договоры социального партнерства, увеличение инвестиций в материально-техническую базу школы, трудоустройство учащихся через Центр занятости по трудоустройству.

Особые условия проведения

Навыки, которыми должен обладать участник программы: любовь к природе, любовь к общественно-полезному труду

Ограничения по состоянию здоровья: отсутствие инвалидности по опорно-двигательному аппарату, допуск к вакцинации

Материально-техническая база

Плакаты и таблицы:

- основные элементы и признаки леса;

- календарь сроков цветения и сбора семян основных древесных и кустарниковых пород;

- техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;

- техника безопасности на лесопосадочных работах:

- виды и схема посевов;

- виды зеленых насаждений;

- уход за посевами;

- типы птичьих домиков;

- наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);

- организация территории лесного питомника;

- почвообрабатывающие машины и оборудование для питомников;

- лесопосадочные машины;

- машины и механизмы для ухода за лесом;

- болезни леса;

- техника прививок древесных пород;

- охрана лесов от пожаров;

- виды лесных пожаров;

- противопожарные машины и оборудование.

Образцы и коллекции:

- набор семян древесных и кустарниковых пород;

- коллекция минеральных пород, удобрений, микроудобрений:

- образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;

- коллекции насекомых – вредителей леса;

- гербарии основных лесообразуюших пород;

- гербарии лекарственных растений;

- коллекции шишек основных лесообразующих пород;

- муляжи основных видов съедобных и ядовитых грибов.

Инструменты и оборудование:

- для сбора плодов и семян: крючья, секаторы, сучкорезы, гребни, стремянки различных типов, предохранительные пояса;

- для обработки почвы и ухода за лесными культурами: лопаты, мотыги, мечи Колесова, мотыжки;

- для сбора гербария: гербарные папки, гербарные сетки, лупы;

- для сбора образцов по защите леса от вредителей: сачки, деревянные ящики и коллекционные коробки, топорики, ножовки, пинцеты, расправилки и препарационные иглы;

- для проведения прививок: ножи окулировочные, прививочные, садовые;

Измерительные приборы и инструменты:

- буссоли, высотомеры оптические, полнотомеры, мерные вилки, мерные ленты, рулетки, мерные скобы и мерные шесты, компасы.

Документация и материалы:

- типовой проект лесных культур;

- типовой проект лесного питомника;

- лесоустроительные планшеты;

- таксационные описания;

- почвенная карта питомника.

Компьютер, телевизор, камера, фотоаппарат, планшет.