Юные друзья лесничества

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Основными направлениями курса являются развитие личности ребёнка, расширение представлений младших школьников яркими иллюстративными примерами, запоминающимися фактами, развитие познавательного интереса, расширение кругозора.

Естественнонаучные дисциплины скоординированы межпредметными связями, отражённые в них объективно действующие взаимосвязи природы выявляются обучающимися в процессе учебного познания отчётливее, раскрываются всесторонне и обеспечивают возможность познания диалектики природы детьми на доступном уровне и способствуют углубленному усвоению знаний. С введением стандартов нового поколения институционально закрепляется статус дополнительного образования как неотъемлемой части учебного процесса. Учебные предметы естественнонаучного цикла представляют собой методически обработанные основы наук о природе, в их содержании отражены объективные взаимосвязи, действующие в природе и познанные науками – биологическими, физическими, географическими.

Педагоги

Учитель высшей категории

Конева Людмила Иннокентьевна

Содержание программы

Раздел 1. Природа края

Раздел 2. Лес как важнейший компонент биосферы Земли

Раздел 3. Охрана леса

Раздел 4. Основные лесообразующие породы

Раздел 5. Организационно-­диагностический.

Цели программы

Цель: повышение мотивации к обучению и познанию в области лесоводства, овладение социальными компетенциями.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

Личностные:

- формирование основ экологической компетенции соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой, проектно-исследовательской деятельности;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение и делать выводы;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность спедагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные:

- формирование системы научных знаний о живой природе;

- формирование систематизированных представлений о биологических объектах, явлениях, процессах растительных организмов;

- понимание возрастающей роли науки лесоведение и научных исследований в современном мире в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей, постоянного процесса эволюции научного знания;

- овладение умением сопоставлять практические и теоретические знания в области лесоводства;

- воспитание бережного и ответственного отношения к зелёным растениям, в целом к окружающей среде;

- умение проведения точных измерений по опыту и адекватной оценки полученных результатов, представление научно обоснованных аргументов своих действий, проводимых в ходе исследований на лесных участках;

- овладение приёмами ухода, технологиями размножения древесных растений;

- овладение знаниями по лесоводству ориентированных на получение практических знаний и навыков для работы в лесу на базе самых различных специальностей;

- знание и соблюдение правил безопасности труда при работе в кабинете экологии, питомнике, на участке леса;

- формирование целостной научной картины мира.

В результате усвоения курса обучающиеся должны самостоятельно ориентироваться в проблемах экологии и географии леса как природного явления, получить знания о взаимоотношениях в системе лес и климат, лес и почва, лес и фауна, разбираться в вопросах технологии леса, его возобновления, роста и развития, смены пород, процессам рекреации, получить основы допрофессиональной подготовки.

Для оценки результативности учебных занятий применяются входной и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование. Результативность изучения по программе определяется на основании участия обучающихся в конкурсных мероприятиях (юниорском лесном конкурсе, научно-практических конференциях, слётах школьных лесничеств). Приобретение детьми социальных знаний достигается при взаимодействии с педагогом, при развитии позитивных отношений в коллективе, накоплении опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия. Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, грамотность выполнения практических заданий по лесоразмножению, проведение исследований, активное участие в практических природоохранных мероприятиях.

Материально-техническая база

1. Кадровое обеспечение (педагог, работающий по данной программе имеет высшее образование владеет навыками ИКТ). Осуществляется сотрудничество со специалистами лесного хозяйства в качестве консультантов, руководителей, работающих с участниками детского объединения по утверждённому плану.

2. Программно-методическое обеспечение: наличие методических разработок, учебных пособий, обеспечивающих образовательный процесс. Наличие кабинета, учебно-производственной базы, инвентаря и оборудования для ведения лесохозяйственных работ.