мини-изба «Русская изба»

Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. С утерей нравственных идеалов, теряется и составляющая фундамента личности – патриотизм, любовь к Родине (большой и малой). Для того, чтобы не погибла наша страна в будущем, не исчезла русская культура необходимо знакомить детей с этнокультурой Русского народа. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Систематическое и планомерное ознакомление детей с жизнью народа в разное историческое время развивает познавательные способности детей, человеческих отношений, у детей формируется осознание себя в системе предметного и социального мира.

Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми будет продолжаться в течении года, т.е. с детьми старшего дошкольного возраста..

Педагоги

Витошникова Светлана Андреевна

Содержание программы


1неделя
"Милости просим гости дорогие"

2неделя

"Мир старинных вещей"
Мини- музей ДОУ.


3неделя
Сказка "Золотое веретено"

"Что нам осень принесла?"

Беседа об осени с использованием соотсветствуюших

Народных примет, песенок,загадок, пословиц.

4неделя
"Шутку шутить – людей насмешить"
Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками
Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора.

5 неделя
"Печь – кормилица"
Знакомство детей с печью, чугуном, ухватом, кочергой


Дать детям понятие, для чего нужна была печь раньше. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать интерес к прошлому.

6 неделя

"Гость на гость – хозяйке радость"
Знакомство с Мишуткой. Лепка посуды
Учить детей лепить посуду, которую они видели в избе. Закрепить названия посуды.

7 неделя
"Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар"
Самовар, скатерть
Познакомить детей с русским самоваром. Познакомить с церемонией чаепития на Руси. Расширять лексический запас детей словами самовар, чаепитие. Воспитывать желание быть гостеприимным.

8 неделя
"Веселые ложки"
Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками
Продолжать знакомить детей с предметами обихода. Воспитывать бережное отношение к вещам.


"Здравствуй, зимушка – зима"


Загадки о зиме. Разучивание русской песенки "Как на тоненький ледок"
Обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора.

10 неделя
"Хозяйкины помощники"


Предметы обихода – коромысла, ведра, корыто
Познакомить детей с предметами обихода: коромысло, ведро, корыто.

11неделя
Выставка самодельной новогодней игрушки
Игрушки, сделанные руками родителей, воспитателей
Познакомить детей с игрушками, которые делались в старину, из каких материалов делались. Воспитывать интерес к прошлому.

12неделя
"Сундучок Деда Мороза«
Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички "Мороз, Мороз не морозь мой нос"
Знакомство детей с традициями празднования Нового года. Развивать интерес, любознательность.

13 неделя
"Пришла коляда, отворяй ворота"
Рассказ о рождественских праздниках. Разучивание колядки
Знакомство детей с традициями. Воспитывать интерес к прошлому.


"Ах, ты зимушка, зима!"


Занятие аппликацией по готовым формам
Учить детей создавать аппликацию из готовых форм. Развивать воображение.

14 неделя
"Чудесный сундучок«
Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий
Знакомить детей с народными песнями. Воспитывать любознательность, интерес.

Посидим у самовара.
Мини- музей ДОУ.

Сюрпризный момент:

(появление хозяйки)

Загадка про самовар.

Рассмотреть самовары.

Чтение отрывка из сказки: "Муха Цокотуха«.

Беседа.

Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.

Повторение.

Игра: «Самовар»
Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки.

Поиграть с детьми татарскую игру "Самовар".

Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу.

16 неделя
"Шутку шутить людей насмешить"

17 неделя

"Наши руки не знают скуки"

18 неделя
"Край родной, навек любимый"


19 неделя
"Дело мастера боится"

20 неделя
"Ой, ты Масленица!"

21 неделя
"Весна, весна, поди сюда!"

22 неделя
"А за ним такая гладь – ни морщинки не видать"

23 неделя
Вечера долгие руки умелые.
Мини- музей ДОУ. Встреча Хозяйки. Рассмотреть экспонаты.

24 неделя
"Где живет перо Жар – птицы"

25 неделя
"Посуда наша – для щей и каши"

 

" Кто быстрей поможет хозяйке"

28 неделя
"Рабочие руки не знают скуки"

Предметы обихода
Развивать у детей мышление, воображение. Закрепить название предметов обихода.

29 неделя
"Здравствуй, солнышко – колоколнышко"

34 неделя
"Посуда наша – для щей и каши"
35 неделя
"Волшебный сундучок«

36 неделя
"Рабочие руки не знают скуки"

 

Цели программы

Формирование устойчивых знаний, интереса к жизни народа в разное историческое время.

Результат программы

Овладев знаниями об истории русской культуры и быта у ребёнка будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретает знания о предметах русского быта. Ребенок познакомится с фольклором, традициями и обычаями. Он научится понимать себя как часть общества. Это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

 

Особые условия проведения

Итоги реализации программы предоставляются на открытых занятиях, педсоветах, мастер-классах, в творческой самореализации детей, их участия в творческой жизни учреждения, в конкурсах различного уровня.

 

Материально-техническая база

На 1-м этаже здания в коридорном пространстве располагается комната, стилизованная под русскую избу с атрибутами русского быта, где дети могут не только посмотреть, но и подержать эти предметы, узнать их применение в быту, узнать их историю.