Творческая мастерская «Василиса»

1. Богатейшим источником эстетических впечатлений школьников является декоративно – прикладное творчество и в частности текстильная кукла. Куклы учат нас познанию жизни, духовности, они многофункциональны: развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. В сегодняшней России тряпичная кукла переживает подлинное возрождение, выполняя новую коммуникативную функцию. Тряпичная кукла – это своеобразная копилка народной исторической памяти, она приобщает нас к народному культурному опыту поколений. Доступность технологии традиционной тряпичной куклы, интересные приемы и способы ее формования привлекательны для всех детей, кто хочет реализовать свои творческие возможности. Все это и обуславливает актуальность настоящей образовательной программы.

Педагогическая целесообразность программы творческой мастерской «Василиса» состоит в том, что она дает возможность раскрыть свои способности каждому ребенку. Занятия формируют художественный вкус, развивают творческую фантазию, способствуют становлению творческой индивидуальности, развивают мотивацию к изучению истории и культуры своего народа. Реализация программы в школе способствует формированию определенных знаний, умений и навыков у детей в области декоративно – прикладного искусства, а также помогает в их социальной адаптации и профессиональном определении. Кроме обучения школьников ремесленным навыкам, необходимо вложить в их работу чувства, личностное отношение. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно – прикладному искусству и текстильному дизайну.

Педагоги

Руководитель мастерской – учитель технологии высшей квалификационной категории Бабичева Марина Владимировна.

Содержание программы

1. Программа мастерской направлена на изучение технологии работы с текстильными материалами и изготовление тряпичной куклы ( техника традиционной тряпичной куклы – мотанки, скрутки, технология современной куклы в технике грунтованный текстиль, ароматизированной кофейной куклы, технология изготовления швейных изделий). Содержание программы мастерской последовательно выстроено с постепенным усложнением конструктивной основы и технологии изготовления текстильных кукол. Кроме того в программе предлагается интеграция различных видов деятельности в области декоративно – прикладного творчества: изучение и изготовление русского народного костюма для кукол, русского орнамента, техники вышивки крестом и тамбурным швом, техники росписи на ткани, техники работы с соленым тестом, бумагой, природным материалом. Дополнительно вводятся элементы истории и этнографии русской культуры (традиции, обряды, песни и праздники, связанные с куклой), знакомство с работами лучших мастеров. В конце каждого блока предполагается проектная деятельность в форме индивидуальных и групповых проектов.

Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным и психологическим особенностям обучающихся. Большинство занятий – комбинированные, содержат теоретическую и практическую части. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, презентаций, видеофрагментов, образцов изделий, а также предлагаются картины русских художников, народные сказки, пословицы, стихи по теме. Практическая часть предполагает организацию своего рабочего места, подготовку инструментов и материалов, отработку и закрепление умений и навыков, планирование трудового процесса, изготовление изделия, работу с эскизами, инструкционными картами, схемами. Многие занятия выстроены в форме мастер-класса, что позволяет эффективно расходовать время. На этапах декорирования и отделки необходимо стимулировать учащихся к творческому подходу решения предлагаемой проблемы. Перед занятиями проводится инструктаж по технике безопасности труда. Формы занятий: беседа, рассказ с элементами иллюстрирования; практическая работа, мастер – класс; работа с готовыми образцами, иллюстрациями, альбомами; выставки детских работ по ДПИ; просмотр видеороликов, презентаций; исследование; игры – тренинги на знакомство, сотрудничество; посиделки, праздники; физминутки; консультирование в творческом проектировании. Совместная деятельность учителя и ученика строится на сотрудничестве и творческой основе.

Учебно – тематический план

№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего по разделу
По  теме
теория
практика
1.
  Вводное занятие.
2
1
1
2.
  Традиционная тряпичная кукла 

   ( мотанка)
22
4
18
2.1.
  Истоки мастерства.
2
1
1
2.2.
  Игровые куклы.
4
 
4
2.3.
   Обереговые куклы.
6
1
5
2.4.
  Вышивка в русском народном костюме.

  Русский    орнамент.
2
1
1
2.5.
  Обрядовые куклы.
8
1
7
3.
   Творческие проекты. (индивидуальный и групповой проекты)
8
1
7
4.
  Текстильная сшивная кукла.
12
2
10
4.1.
  Технология ручных и машинных работ.

  Лоскутное шитье.
2
1
1
4.2
  Сшивная кукла
10
1
9
5.
Сопутствующие технологии

Изделия из соленого теста

Работа с природным материалом

 ( лыко, семена и зерна, дерево)
10

6

 

4
2

1

 

1
8

5

 

3
6.
   Творческий проект
6
 
6
7.
   Подведение итогов года. Выставка.

   Конкурс мастериц.
2
 
2
 
   всего
64
  10
      54

Цели программы

Цель программы – создать условия для развития творческих, познавательных и созидательных способностей и нравственных качеств учащихся через приобщение к традициям народного творчества посредством освоения технологии изготовления текстильной куклы и сопутствующих видов декоративно-прикладного искусства.

Результат программы

1. Результатами прохождения программы творческой мастерской «Василиса» являются: участие и дипломы в выставках, конкурсах школьного, районного и республиканского уровней, участие в научно-практических конференциях «Шаг в будущее», «Секреты мастерства», а также овладение различными техниками и технологиями декоративно- прикладного творчества.

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать:

Правила безопасной работы с ручными инструментами, приспособлениями и швейным оборудованием. Санитарно – гигиенические требования. Организацию рабоче-го места. Названия инструментов, материалов. Терминологию ручных, машинных и утюжильных работ. Общие сведения о народных традициях, календарных праздниках. Историю русской тряпичной куклы. Классификацию традиционной куклы, виды конструктивной основы куклы – мотанки и технологию изготовления различных кукол. Основы материаловедения и цветовой грамоты. Технологию вышивки крестом и тамбурным швом. Правила подготовки ткани к раскрою; правила раскроя. Технологию изготовления сшивной куклы. Основы техники «грунтованный текстиль», росписи по ткани акриловыми красками. Технологию изготовления костюма для куклы. Технологию работы с соленым тестом (заготовку теста, способы лепки, сушки, декорирования изделий). Технологию работы с природным материалом и бумагой: способы обработки и декорирования.

Уметь:

Правильно организовать рабочее место. Выполнять требования безопасного труда. Работать с литературой по народной культуре, декоративно – прикладному творчеству, текстильной кукле. Работать по инструкционной карте. Подготавливать материалы, инструменты, швейное оборудование для работы. Изготавливать тряпичные традиционные куклы согласно технологической последовательности. Использовать творческий подход к оформлению куклы. Вышивать крестом, тамбурным швом. Выполнять эскизы куклы, костюма, орнамента. Разрабатывать и составлять кукольные композиции. Работать по шаблонам. Работать с соленым тестом, природным материалом. Декорировать изделия. Качественно выполнять операции и приемы по изготовлению изделий. Разрабатывать проектное изделие. Защищать проект в свободной форме и презентовать изготовленное изделие. Разрабатывать рекламу. Планировать и оценивать свои возможности; Классифицировать, сравнивать, делать простейшие обобщения. Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами Сотрудничать со своими сверстниками, учителем, оказывать помощь, работать самостоятельно.

Овладеть:

Мотивацией к изучению традиций народной культуры, изготовлению текстильной куклы и другим областям ДПИ. Правилами пожарной безопасности, правилами безопасной работы с инструментами, приспособлениями и швейным оборудованием, санитарно – гигиеническими правилами. Правила-ми работы с инструкционными картами, выкройками, рисунками по изготовлению куклы. Техникой вышивки крестом, тамбурным швом. Технологией ручных, машинных и утюжильных работ. Технологией изготовления традиционной тряпичной куклы – мотанки. Технологией изготовления сшивной текстильной куклы. Техникой росписи акриловыми красками по ткани, точечной росписи. Технологией «грунтованный текстиль». Технологией работы с соленым тестом, природным материалом. Технологией творческого проектирования. Опытом применения технологических знаний и умений, художественного творчества в самостоятельной практической деятельности.

Особые условия проведения

Особые условия. Программа мастерской разработана для учащихся среднего школьного возраста (10 – 14 лет). В группу принимаются все желающие, специального отбора нет. Для реализации индивидуального подхода в обучении наполняемость группы должна составлять 10 −12 человек. Такой состав позволит обеспечить индивидуальный подход в обучении и воспитании, более тесное и продуктивное сотрудничество с каждым ребенком. Программа является вариативной. Педагог может вносить частичные изменения, касающиеся дополнения практических занятий новыми приемами декоративно–прикладного творчества, или вызванных социальным заказом детей или родителей, а также вводить новые методические приемы в обучении.

Материально-техническая база

Основная деятельность обучающихся организуется в виде мастерской, где у каждого участника имеется своё рабочее место. Занятия проходят в светлом просторном кабинете технологии школы, который укомплектован швейным оборудованием, инструментами и приспособлениями, необходимыми техническими средствами, разнообразным дидактическим материалом, тематическими стендами и готовыми образцами изделий.