Программа Шахматный клуб «Белая ладья»

Программа шахматного клуба «Белая ладья» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая ученикам много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме.

Педагоги

Яловенко Наталья Николаевна -  учитель начальных классов

Содержание программы

 

 

Шахматные дебюты

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Выбор дебютного репертуара. Основные виды дебютов.
Разыгрывание фигур. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии. Обмен. Подставка. Контрудар.

Шахматные партии

Мобилизация сил. Борьба за центр. Центры открытые, закрытые, фиксированные. Расположение пешек. Пешки изолированные, сдвоенные, отсталые и висячие. Карлсбаденская структура. Пешечный перевес.Взаимодействие сил.

Классификация дебютов

Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр.
Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем.
Тренировочные партии.

Виды защиты

О шахматных планах. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары комбинации. Завлечение и отвлечение. Перегрузка фигур. Промежуточный ход. Захват пункта. Силовые методы борьбы. Оценка позиции.

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

Прогнозируемые результаты программы

1 уровень:

учащиеся должны знать:

шахматную доску и ее структуру;
обозначение полей линий;
ходы и взятия всех фигур, рокировку;
основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
уметь:

играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
определять общую цель и пути ее достижения;
решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.
2 уровень:

учащиеся должны знать:

выигрышные стратегии матования одинокого короля;
уметь:

ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;
понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
сравнивать и анализировать действия других игроков;
разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
3 уровень:

учащиеся должны знать:

основные идеи комбинаций различных типов;
уметь:

осуществлять простейшие комбинации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4 уровень:

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Особые условия проведения

Отличительной особенностью является индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Материально-техническая база

Магнитная шахматная доска, шахматы